
Профессор кафедры управления охраной общественного здоровья Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Иван Солоненко считает, что уже нужно переходить на контрактные отношения между заказчиком, распорядителем средств и поставщиком медицинских услуг. "Мне кажется, этот принцип необходимо развивать в рамках той реформы, которую собираются проводить. Потому что невозможно будет перейти в 2014 году к обязательному медицинскому страхованию, если мы не отпустим учреждения здравоохранения в автономный статус", - заявил Солоненко.
По мнению заместителя генерального директора по вопросам развития добровольного медицинского страхования (ДМС) страховой компании "НАФТАГАЗСТРАХ" Владимира Зеленого, предоставление лечебным учреждениям статуса предприятий, освобождённых от налога, может "сыграть" на руку лишь в том случае, если полноценно заработает медицинское страхование. "Надо внедрить принцип страховой медицины, когда за человеком будут идти деньги, и человек пойдёт в то медучреждение, где сможет получить качественную помощь. "Плохое" учреждение их не получит, потому что к нему не придут пациенты, а останутся "хорошие". И не надо будет ни закрывать ничего, ни оптимизировать", - считает Зеленый.
К слову, заместитель министра здравоохранения Александр Толстанов в своём выступлении отметил, что внедряемые его ведомством шаги на пути реформирования медицины, в конце концов, должны привести к рациональному использованию денежных средств, выделяемых на сектор. "По моему убеждению, концентрация денег даст возможность их эффективно использовать. А всё остальное контролируется", - заявил Толстанов.
В свою очередь, некоторые специалисты парируют: проблема не в рациональном использовании денег, а в их нехватке. Ведь политика укрупнения больниц, которая, фактически сейчас внедряется экспериментально в ряде пилотных проектов в Киеве, Днепропетровской, Донецкой и Винницкой областях под лозунгами медреформы, вряд ли приведёт к желаемым результатам, поскольку не решает главной проблемы – недофинансирования отрасли. "Фактически реформирование медицины сводится к уменьшению количества медучреждений. Мы иногда боимся сказать, что это политическое решение, которое тянет за собой социальные последствия, - говорит Руслан Демчак, председатель Совета Федерации работодателей г.Киева. – Когда мы говорим о реформировании, часто слышим, что деньги нужно перераспределить. Но дело в том, что их не становится больше… Мы живём в бедной стране, ВВП практически не растёт, то есть денег в 2015-м или в 2018-м больше не станет. Нужно другие факторы вносить в программу".
С ним соглашается и бывший министр здравоохранения, член-корреспондент Национальной академии медицинских наук Украины Николай Полищук. "На 26 самых серьезных заболеваний, от которых умирает (или становится инвалидами) население, на сегодняшний день выделяют 4 млрд. гривен, а на все остальное - 16 млрд., - подсчитывает Полищук. - Нужно определить базовый гарантированный уровень медицинской помощи... В какой это форме будет? Где-то - больничная касса, где-то – медицинское страхование, где-то - другие формы, но это должно быть".
Старший консультант сектора управления социальными рисками отдела социальной политики Национального института стратегических исследований Татьяна Попченко, проанализировав последние нововведения Минздрава, признаёт: несмотря на фактический старт медреформы в 4-х регионах и внесение изменений в обязательное страхование населения. "Странно, почему представитель Минздрава, которое представило законопроект о социальном государственном обязательном страховании, и слова об этом не сказал. Ведь после ОМС идёт и ДМС. Мы (страховые компании) готовы помогать", - резюмирует Зеленый.