
Обсуждение приемлемости строительства обсуждается прессой и чиновниками.
Часть местных жителей будущего портового города Лазика восприняла идею масштабного строительства с энтузиазмом и воодушевились мечтами об открытии собственного бизнеса. Однако есть и те, кто оценивает замысел правительства скептически: почва в этом районе болотистая, а для постройки небоскребов необходим фундамент не менее 25 метров в глубину, пишет во вторник New York Times.
Однако правительство спорить со скептиками не желает. Ускоренные темпы строительства не оставляют возможности для обсуждения оправданности проектов и последствий их воздействия на окружающую среду.
Несмотря на все пререкания, в Лазике завершается строительство первого здания нового проекта – футуристического Здания государственных служб.
Президент Грузии Михаил Саакашвили утверждает, что Лазику ждет будущее второго по величине города после Тбилиси, в котором проживает около полутора миллионов граждан, а также ведущего центра торговли Черного Моря.
«Мы так стремительно меняем нашу страну, потому что мы толковые, молодые и хотим сделать все быстро», - сказал Георгий Вашадзе, заместитель министра юстиции, в данный момент осуществляющий надзор за строительством новых государственных зданий во всех городах Грузии. «У нас нет времени, как в Европе и Америке, думать о проекте в течение 10 лет, а затем приступить к реализации».
Идея строительства города с нуля на побережье Черного моря пришла к президенту Михаилу Саакашвили во время посещения Зугдиди, который постепенно теряет население и находится в состоянии близком к упадку.
Принятие такого решения вызвало шквал вопросов, поскольку место предполагаемого строительства находится на краю болот Колхети, 82 тыс. акров которых Грузия обязалась охранять в рамках Рамсарской конвенции в 1997 году. Нарушение конвенции не подразумевает особых санкций, но предупреждает о возможности выражения резкой реакции со стороны международного сообщества или средств массовой информации. Также возникают и практические вопросы, например, как Лазика сможет привлечь полмиллиона жителей в стране, где проживает 4,5 млн, и население которой не урбанизируется и не растет.
Эка Гигаури из антикоррупционной группы Transparency International, выпустившей в апреле новое документальное расследование нарушений прав землевладельцев, сказал: «Мы не знаем, сколько бюджетных денег будет потрачено, есть так много вещей, которые необходимо сделать. Зачем строить совершенно новый город? Что стоит за этим? Ведь не было никакого объяснения. Просто президент сказал: «Мы строим новый город, и все».
Аналогичные вопросы возникли и у рядовых грузинских граждан. Показатели опроса, проведенного в прошлом месяце Национальным демократическим институтом, 59% опрошенных поддерживают строительство портового города в Лазике, однако 68% настаивают на публичном обсуждении проекта. Каха Бахтадзе из сети кавказских природоохранных НПО считает, что организовать серьезные дебаты с представителями власти будет сложно, поскольку грузинское правительство даже не обнародовало план объекта.