В международной политике Китай всегда руководствовался несколькими принципами, которые, до недавнего времени, служили ему неплохую службу.
Главным из них является принцип невмешательства во внутренние дела других стран. Двумя другими - уважение их независимости и территориальной целостности. Каждый раз, когда Китай противится отправке иностранных войск в ту или иную страну или возражает против введения санкций, он приводит именно эти аргументы.
И Китаю приходилось вести очень тонкую политику, балансируя буквально на лезвии бритвы, когда эти принципы вступали в противоречие друг с другом. Именно такую дипломатическую головоломку приходится сейчас решать в Пекине в свете событий в Украине.
По лезвию бритвыНеожиданно для себя Китай оказался зажат между двумя важными партнерами: Россией и Украиной. Китай и Россия уже давно являются крепкими союзниками, которым удалось преодолеть исторические разногласия и построить в последние годы тесные отношения. Именно Россия оказалась первой страной, которую посетил Си Цзиньпин после того, как стал президентом в марте 2013 года. Он также был одним из немногих мировых лидеров, все-таки приехавших на сочинскую Олимпиаду, невзирая на разворачивающийся кризис в Украине.
Китаю очень симпатична идея многополярного мира. Однако реалии пока что таковы, что, при всей многополярности, доминирующие позиции в нем по-прежнему занимают США и их западные союзники. Китай стремится сформировать свою собственную сферу влияния, для чего и уделяет главное внимание странам на Севере и на Востоке.
Тем временем отношения Китая с Украиной развивались стабильно, демонстрируя постоянный рост, как в торговле, так и в других областях. В декабре прошлого года Китай оказался последней страной, которую посетил Виктор Янукович все еще в статусе президента.
Со своей стороны, Украина подписала с Китаем масштабные соглашения в области энергетики, инфраструктуры, строительства портов и сельского хозяйства. Российские комментаторы также отмечают, что Украина стала одним из главных поставщиков вооружений и военной техники в Китай.
И хотя в Украине поменялось правительство, Китай не без оснований считает, что прежние соглашения никто не отменял. Украина для Китая является крайне важным партнером, обеспечивающим доступ на рынки Центральной и Восточной Европы.
Однако сохранение хороших отношений как с Украиной, так и с Россией, в настоящий момент представляется почти непосильной задачей, требующей сдержанности и внимания.
Бизнес тоже важенС одной стороны, Китай уже отказался присоединиться к большинству стран в мире, осудивших действия России. Китай пока что ссылается на сложную подоплеку украинской ситуации и постоянно указывает на необходимость поиска дипломатического решения кризиса.
С другой – Китай не поддержал ни крымского референдума, ни последующую аннексию Крыма Россией, поскольку это идет в противоречие с уважением территориальной целостности другого государства. Что является одним из ключевых столпов внешней и внутренней политики Китая.
Китаю и самому хорошо знакомы проблемы сепаратизма. Сепаратистские настроения и так постоянно присутствуют в Тайване, Тибете и уйгурской провинции Синьцзян. Представить себе, что Пекин даст жителям этих регионов право на референдуме решить свою судьбу совершенно невозможно.
Вот почему Китай предпочел воздержаться при голосовании за резолюцию ООН, осуждающую действия России в Крыму, а не проголосовал против вместе с Россией.
Пока что Пекин возможно испытывает облегчение от того, что и Украина, и Россия, вроде бы на него не в обиде. Перед визитом в Китай министр иностранных дел России Сергей Лавров, в интервью англоязычной китайской газете China Daily отметил, что "Россия отмечает взвешенную и непредвзятую позицию Китая в украинском кризисе, в котором он продемонстрировал понимание всех аспектов ситуации, включая исторический".
Одновременно и посол Украины в Китае Олег Демин заявил, что Украина понимает, что у Китая есть свои интересы в России. При этом Демин выразил удовлетворение от того, что Китай не стал поддерживать Россию после аннексии Крыма.
Наверное, сейчас Китай надеется, что его отношения с обеими странами не пострадают в результате развивающегося кризиса. Однако достичь этого будет очень непросто, учитывая, что весь остальной мир, включая союзников Китая, сделал свой выбор и поддерживает только одну из сторон.