Такие недопустимые для бывшего стратегического партнера высказывания в адрес украинцев и легитимной украинской власти, как «хунта, переворот, фашисты, националисты, радикалы, бендеровцы, пособники нацистов», очень плотно вошли в российское информационное пространство.
Мотивы российского руководства представить происходящие в Украине демократические преобразования как хаос и диктатуру этнического украинского большинства над русскоязычным меньшинством, а в конечном итоге показать, что Украина — государство, которое не состоялось (failed state), понятны для аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy. Россия всеми силами стремится продемонстрировать миру, что только она может справиться с «украинским хаосом, способным захлестнуть Европу, ввергнув ее в турбулентность с тяжело прогнозируемыми последствиями». Такое стремление может объяснить постоянные предупреждения российского президента Путина о том, что, мол, украинский кризис будет дорого стоить Европе. А дружественная Россия готова «взвалить на себя бремя украинских проблем».
Группа Geostrategy решила посмотреть на вещи с иной точки зрения: оценить обвинения, выдвигаемые руководством России в отношении Украины, через призму сложных процессов, происходящих в российском обществе — есть ли там нетерпимость в отношении к нерусским национальностям, присутствует ли русский радикализм в повседневной жизни россиян, насколько безопасно чувствуют себя «нерусские» в России?
Аналитики группы Geostrategy пришли к следующим выводам.
Россия — опасное место для инакомыслящих
В 2013 году — как раз накануне изменения власти в Украине — в соседней России усилились ксенофобские настроения, а также возросла активность праворадикальных группировок. Как результат, выросли показатели этнической нетолерантности и поддержки националистических лозунгов в широких массах российских граждан. В 2013 году за агрессивную противоправную деятельность были осуждены члены нескольких неонацистских группировок («Фолькштурм» из Екатеринбурга, «Simbirsk white power» из Ульяновска, представители банды Яна Лютика из Москвы и банды «Монолит СС» из Тольятти).
Резким ростом ксенофобии и нетерпимости в российском обществе отличились проведенные 4 октября 2013 в День народного единства в Москве и 100 городах России традиционные «Русские марши», которые сопровождались демонстрацией свастики и символики дивизий СС. По данным «Левада-центра», в октябре 2013 почти 40% россиян поддержали проведение «Русских маршей».
По официальным сообщениям ГУВД МВД России, за демонстрацию нацистской символики было задержано около 30 человек. Однако, несмотря на формальную активность власти в борьбе с радикалами, было замечено, что официальная Москва занимает двойственную позицию и демонстрирует толерантность по отношению к многочисленным группам русских националистов. Такое поведение вписывалось в концепцию официального Кремля по настраиванию российского общества против соседних государств, и в первую очередь — в отношении Украины.
Подпитка националистических настроений была настолько сильной, что привела к гибели в 2013 году от рук русских радикалов 21 человека, раненых было 178 человек, 9 человек получили серьезные угрозы на национальной почве (данные российского Центра «Сова»). В эти данные не включены пострадавшие в республиках Северного Кавказа и жертвы массовых драк на почве национальной нетерпимости. В прошлом году нападения по национальным признакам произошли в 32 регионах России. По уровню так называемого «национального насилия» лидирует Москва (8 убитых, 53 раненых), Санкт-Петербург (3 убитых, 32 раненых). Многие люди пострадали в Липецке (4 убитых, 15 раненых), в Московской и Челябинской областях (по 8 раненых), в Краснодарском крае (7 раненых), который традиционно является одним из центров этнической напряженности, в Воронежской и Свердловской областях (по 6 раненых). Кроме этого, значительное количество пострадавших отмечается в Новосибирской, Омской (по 5 раненых), Самарской областях (4 раненых), Республике Коми (4 раненых).
В 2013 году были вынесены не менее 131 приговора по фактам ксенофобской пропаганды, при этом виновными признаны 133 человека в 57 регионах России. Однако, эти ничтожно малые цифры говорят о том, что российская власть на самом деле не имеет особого желания решать вопросы сложных межэтнических проблем, существующих в 145-милионной России.
Такое самоотстранение власти от решения сложных социальных проблем дало свои результаты. Только в январе 2014 года от расистского и неонацистски мотивированного насилия пострадало не менее 11 человек, из них 1 человек из Узбекистана погиб в Москве. Было зафиксировано не менее 4 актов вандализма. За пропаганду ксенофобии в феврале 2014 года было вынесено не менее 4 приговоров. Всего с начала года от ксенофобского насилия пострадали 14 человек в 6 регионах России, 6 из которых погибли. За ксенофобскую пропаганду было вынесено 17 приговоров, по которым было осуждено 17 человек из 15 регионов России.
По данным уже упомянутого центра «Сова», в 2013 году зафиксировано 136 фактов правонарушений по этническому признаку. В 2013 году произошло резкое повышение уровня этнической ксенофобии в России, жертвы которого можно условно разделить на три группы:
• первая группа — выходцы из Центральной Азии (13 убито, 45 ранено);
• вторая группа — выходцы с Кавказа (3 убито, 26 ранено);
• третья группа — неидентифицированные лица «неславянской внешности» (1 убит, 28 ранено).
Возросло количество групповых нападений на места, где проводятся собрания «нерусского население». Так, в Челябинске группа злоумышленников напала на кафе «Тихий Дон», которым владеют выходцы из Армении, а в Воронеже неизвестные в масках совершили нападение на кафе, принадлежащее выходцу из Азербайджана. Кроме нападений с применением холодного, огнестрельного и травматического оружия, в 2013 году лицами ультраправых сил по расистским мотивам в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке были организованы подрывы и поджоги общежитий и домов, где проживают мигранты.
2013 год — нетерпимость в российском обществе возрастает
Вообще, 2013 год стал рекордным по количеству уголовных инцидентов с участием местных жителей, с одной стороны, и приезжих — с другой.
Это были столкновения на почве этнической вражды, которые привели к возникновению локальных «межнациональных конфликтов». Участники националистических группировок активно использовали любые поводы для проведения публичных акций и продвижения своей идеологии.
Многие нападения на «понаехавших» являются свидетельством роста антимигрантских настроений в России. Например, в октябре 2013 года зафиксировано нападение группы молодых людей на железнодорожной станции «Терновка» Юго-Восточной железной дороги (Воронежская обл.) на пассажиров поездов «Москва-Душанбе» и «Москва-Худжанд». Несколько человек получили легкие ранения.
28 марта 2013 года в Ростове-на-Дону (жители города принимают активное участие в военных действиях на Донбассе на стороне сепаратистов) во время конфликта с выходцами с Кавказа погиб болельщик футбольной команды «Ростов». Ответом русских националистов стала сетевая акция «День русского гнева», которая состоялась в 10 городах России. В Москве более 200 человек собрались на несогласованное с местными органами власти мероприятие на Пушкинской площади, пытались перекрыть Тверскую улицу, а затем рассредоточились по городу, поскольку началось их задержание представителями правоохранительных органов.
1 июня 2013 прошлого года в городе Удомля Тверской области произошла драка местных жителей с выходцами с Кавказа. После этого 8 июня состоялся сбор националистов из многих регионов России (300-400 человек), во время которого звучали ксенофобские лозунги, а к представителям национальных меньшинств были применены акты насилия.
1 марта 2014 года группа из 30-40 человек в масках ворвалась в электричку Рижского направления. Они стали нападать на пассажиров «неславянской внешности». Вовремя вызвать полицию очевидцам не удалось. Пострадавших на следующей станции забрала скорая помощь.
9 марта 2014 в Химках пять человек зашли в вагон с имперскими флагами и под викрикивание нацистских лозунгов стали избивать пассажиров электрички — рабочих азиатской внешности, которые возвращались с ночной смены.
В июле 2014 года в городе Пугачев Саратовской области состоялся громкий инцидент, толчком к которому послужило убийство выходцем из Чечни 20-летнего русского десантника Руслана Маржанова. Местные жители проводили несанкционированные митинги, пытались перекрывать трассу Р226 Волгоград — Самара, а также устроить массовые погромы в микрорайоне, где проживали выходцы из Чечни. Попытки местных властей стабилизировать ситуацию и успокоить жителей, требовавших выселить из города всех выходцев с Кавказа, не имели особого успеха.
В перечень центральных событий 2013 года для ультраправых сил РФ попали столкновения в районе Бирюлево-Запад (Москва) под ксенофобскими лозунгами, которые быстро переросли в серьезные погромы. Широкий резонанс этого события объясняется тем, что местные жители годами жаловались на руководство овощной базы в районе, вокруг которой происходило немало уголовных инцидентов, а также тем, что в районе всегда было значительное количество людей с ультраправыми взглядами. Члены объединения «Русские» помогли местным жителям организовать «народный сход», перешедший в масштабные беспорядки с антимигрантскими лозунгами.
15 октября 2013 года московские националисты организовали новую волну протеста под названием «Наш ответ Курбан-Байраму». Когда участники акции выстроились в колонну и направились в направлении Бирюлево, они столкнулись с подразделениями ОМОН. Были задержаны 276 человек.
«Бирюлевский бунт» вызвал появление новых конфликтов и столкновений против мигрантов в других городах России, в частности в Санкт-Петербурге. В Москве была еще одна попытка провести публичную акцию 20 октября 2013 года, где участники обещали «пойти и вернуть русскую землю». Однако акция не состоялась, более 100 участников были задержаны полицией. В целом, несмотря на то, что роль ультраправых организаций была достаточно весомой во время событий в Бирюлево, националисты все же не смогли использовать эти общественные акции для провоцирования беспорядков на всей территории России.
Однако громкий «бирюлевский инцидент» имел целый ряд последствий, в частности речь идет о следующем:
• вырос общий уровень этнической ксенофобии, антимигрантский дискурс распространился дальше, социальные сети были переполнены сообщениями о бытовых проявления ксенофобии и ненависти к мигрантам;
• идея введения виз со странами Средней Азии и Закавказья стала активно обсуждаться представителями всех политических течений;
• столкновения показали эффективность погромов как инструмента борьбы с любыми неудобными явлениями местной жизни.
Религиозный фактор вмешивается в конфликт
20 декабря 2013 года на ежегодном епархиальном собрании патриарх Кирилл в своем выступлении отметил, что в связи с увеличением в Москве количества мигрантов — в основном выходцев из Средней Азии и Кавказа — возросла опасность возникновения конфликтов на межнациональной почве. По его мнению, среди мигрантов есть множество радикально настроенных лиц, а их вербовку в экстремистские и террористические организации проводят в Москве. Кирилл также обратил внимание на то, что «к православным исламские радикалы настроены очень агрессивно — за последние 15 лет было убито 6 православных пастырей».
Для справки:
6 ноября 2011 года мусульмане отмечали Курбан-Байрам. По данным ГУВД Москвы, в столице в праздничных мероприятиях приняли участие более 170 тыс. человек.
2011 год. В Москве ночные службы РПЦ на празднование Пасхи собрали в храмах 292 тыс. человек.
25 октября 2012 года в Москве на молитву собралось около 150 тыс. мусульман.
15 апреля 2012 года РПЦ праздновала Пасху. По данным ГУВД Москвы, праздничные богослужения в 287 храмах и монастырях посетили около 186 тыс. человек.
15 октября 2013 года мусульмане отметили праздник жертвоприношения. Мечеть в Москве в этот день посетили — 102 тыс. человек.
5 мая 2013 года РПЦ праздновала Пасху. В богослужениях 4 мая и в ночь на 5 мая в 365 храмах Москвы приняли участие более 300 тыс. человек.
4 октября 2014 года мусульмане отмечали Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения. В Москве, по данным регионального МВД, в праздновании приняли участие около 130 тыс. человек.
В ночь на 20 апреля 2014 года в храмах РПЦ прошли пасхальные богослужения, которые посетили около 300 тыс. человек.
Результаты даже самых лояльных подсчетов свидетельствуют, что количество людей, подтверждающих свою принадлежность к Русской православной церкви хотя бы раз в год, не меняется на протяжении 2000-х годов, при том, что количество храмов РПЦ растет.
В 2013 году вдвое возросло число жертв религиозной ксенофобии — 24 человека были ранены.
В марте 2013 года группа мусульман выдвинула обвинения против подразделения полиции города Сургут в связи с нападением на посетителей кафе «Халяль» (граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана). По словам пострадавших, в кафе, расположенном возле мечети, ворвались представители спецназа в масках и с автоматами, отдали команду лечь на пол, обыскали их, а затем заставили обрезать бороды.
31 декабря 2013 года трое молодых людей в вагоне метро между станциями «Улица Скобелевская» и «Улица Старокачаловская» (Москва) нарушили общественный порядок, выражая неуважение по мотивам национальной и религиозной ненависти в отношении лиц, исповедующих ислам, а именно требовали от приезжих отречься от ислама и оскорбляли их. Видеозапись этого инцидента и сожжения священной книги мусульман «Коран» было размещено в Интернете. По подозрению в совершении этого преступления был задержан 23-летний житель Тверской области, по отношению к которому было возбуждено уголовное дело по ст. 282 Уголовного кодекса РФ (действия, направленные на разжигание ненависти и вражды по признакам расы, национальности, языка, происхождения, совершенные публично).
Выводы
Российское общество становится все более нетерпимым и агрессивным в отношении представителей национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации. Причем если в прошлом году лидирующие позиции в условном «рейтинге нетерпимости» занимали выходцы из стран Центральной Азии, то после агрессии в отношении Украины и в результате массированной российской пропаганды в массовом сознании россиян был сформирован образ новых врагов — украинцев.
Интересно отметить, что социологические исследования, проведенные в Украине после начала военных действий на территории Донбасса при активном участии России, показали, что отношение украинцев к русским особо не изменилось. А вот отношение к российскому руководству — изменилось существенно.
Это, по мнению аналитиков Geostrategy, может свидетельствовать о нескольких важных тенденциях в российском и украинском обществах:
• украинское общество является более зрелым, нежели российское, оно более ответственно подходит к выбору приоритетов собственного развития, оно лучше понимает место Украины в европейской архитектуре;
• в России сильно ослабились институты гражданского общества, которые показывают неспособность контролировать действия собственной власти. Эта тенденция является угрожающей для стран-соседей России;
• дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в России будет делать российское общество еще более нетерпимым по отношению к представителям иных национальностей;
• как средство отвлечения внимания российского общества от насущных его проблем и поиска их причин и путей решения властями РФ будет запущена и станет активно эксплуатироваться пропагандистская модель «во всем виноваты иностранцы (США, Европа, Украина, НАТО), а мы вовсе ни при чем».
http://www.segodnya.ua/politics/pnews/top-10-nevypolnennyh-obeshchaniy-petra-poroshenko-568705.html