Лагерь в Дембках в 40 километрах от Варшавы, в тихом месте посреди леса, рассчитан на 150 человек. Сейчас в нем обитают порядка полусотни человек, в основном это беженцы из Чечни, Грузии, Узбекистана, России и Украины.
Здесь есть все необходимое для минимального комфорта - кухня, ванные комнаты, прачечные, комната матери и ребенка, игровые помещения. Все обустроено и для лиц с ограниченными физическими возможностями. Дети беженцев обязательно должны ходить в школу, родители тем временем могут заняться изучением польского языка в лагере. Фактически это все, чем заняты обитатели подобных мест.
"Мы нигде никому не нужны""За последний год лагеря для беженцев в Польше существенно изменились, - говорит Эва Пехота, пресс-секретарь польского Управления по делам иностранцев. - Раньше было шумно, местами грязно, лежали разбросанные вещи, а теперь тихо, спокойно, папы с детьми играют во дворе. Когда я спросила у директора лагеря, в чем причина таких изменений, она ответила - это приехали беженцы из Украины".
Руслан с женой и двухлетней дочкой в январе из Дебальцево отправился в Киев, а оттуда, имея польскую шенгенскую визу, полетел в Швецию.
Там семья подала ходатайство на получение статуса беженцев, им отказали и депортировали в Польшу. В лагере семья живет с начала июля.
"Если сравнивать такой же лагерь здесь и в Швеции, то здесь лучше - условия получше, питание лучше и отношение к нам лучше, - рассказывает мужчина. - Мы все мирно здесь живем - и чеченцы, и украинцы, и россияне, и казахи. Но на самом деле мы нигде никому не нужны - ни Швеции, ни Польше, ни Украине ... "
Он разводит руками, потому что знает, что его ходатайство не будет удовлетворено, поэтому планирует возвращаться в Украину.
"Точно скажу, что я другим вернусь домой - я еще больше буду ценить и любить родную землю".
Мужчина говорит, что с начала конфликта на Донбассе помогает украинским военнослужащим, дважды был избит за свою позицию. "Мы попробовали, и нам не удалось найти лучшую жизнь. Это нормально, так бывает. В конце концов, не важно, где начинать все с нуля - здесь или там, но дома все же родные стены помогут", - резюмирует Руслан.
Вместе с Русланом в этом лагере проживают преимущественно иностранцы, которые начали проходить соответствующую процедуру получения статуса беженца в Польше, но потом решили поехать дальше в Европейский Союз, не дождавшись результата, или же сразу после получения польской визы начали ходатайствовать о получении этого статуса в других странах ЕС.
В целом за 2014, по словам Эвы Пехоты, 2318 украинцев подали ходатайство на получение статуса беженцев в Польше. По состоянию на 14 сентября этого года польское правительство получило еще 1786 таких заявок от украинцев, однако за последние два года статус не получил никто. Пехота говорит, что в первую миграционную волну было немало людей с высшим образованием, опытом работы на руководящих должностях. Впоследствии некоторые из них предприняли попытку легализоваться в Польше.
"Я никто и зовут меня никак"
Претендовать на статус беженца может любой, если в стране ведутся боевые действия, однако комиссия рассматривает каждый случай отдельно, с беженцем (точнее тем, кто подал ходатайство) проводится долгое собеседование, затем - проверки и в результате - заключение.
Тарас из Винницы почти год "путешествует" по Европе по польской туристической визе. Сначала был в Германии, где получил отказ в предоставлении статуса беженца и был депортирован в Польшу.
В лагере живет вторую неделю в одной комнате с сомалийцем. Винничанин уже даже обустроил свой уголок на 12 общих квадратных метрах помещения, ведь понимает, что жить ему здесь придется минимум полгода - пока его дело будет рассматриваться в Управлении по делам иностранцев.
"Условия хорошие - выдали постель, личная посуда. Кормят вкусно трижды в день, здесь чисто и спокойно. В принципе можно пойти на "приват" - самостоятельно арендовать жилье и получать ежемесячно 750 злотых социальной помощи (ориентировочно 180 евро. - Ред.), но у меня такой необходимости нет", - признается Тарас.
Работать иностранцы, которые ожидают получения статуса беженца, не имеют права. Однако власти взамен предоставляют медицинское обслуживание и минимальные социальные гарантии.
"Я никто сейчас в этой стране, и зовут меня никак. Однако, когда у меня возникла острая необходимость обратиться к стоматологу, я отправился в Варшаву в клинику, которая обслуживает беженцев. Мне бесплатно поставили пломбу и даже вернули деньги за проезд", - рассказывает мужчина.
Директор центра Божена Мышак рассказывает, что они пытаются максимально помогать тем, кто к ним попадает. Речь идет о содействии в процессе адаптации, психологической помощь и тому подобное. "Я работаю в этой сфере уже 15 лет и хорошо знаю, что такое человеческое горе и несчастье. Мне искренне хочется помочь каждому беженцу, ведь бегут они из родных стран не от хорошей жизни", - добавляет женщина.
В Польше в общей сложности 11 таких центров для беженцев. Сейчас в них порядка 2000 свободных мест. Правительство Польши после оккупации Крыма в Украине и с началом проведения АТО создало так называемую "кризисную базу" - пансионаты, социальные учреждения, больницы и т.д., где можно в случае необходимости разместить 7000 беженцев.