"Глобальная демократическая рецессия" - под таким громким заголовком Financial Times публикует комментарий своего международного обозревателя Гидеона Рахмана, размышляющего о состоянии демократии во всем мире.
По мнению Рахмана, иногда лишь одно или два события могут изменить политические настроения во всем мире. Например, освобождение Нельсона Манделы из южноафриканской тюрьмы в 1990 году произошло всего через три месяца после падения Берлинской стены - и эти прецеденты вдохновили либералов и демократов по всему миру.
"К сожалению, сейчас настрой международного сообщества значительно менее оптимистичен и значительно менее расположен к демократии, - пишет обозреватель FT. - Прежде всего, свою роль в этом сыграла Арабская весна 2011 года, обернувшаяся кровопролитием и анархией. Автократы по всему миру, в первую очередь в России и в Китае, теперь указывают на Ближний Восток, приводя его в качестве примера тех рисков, которые таит в себе преждевременная демократизация".
Дух свободы начала 1990-х породил таких политиков, как Нельсон Мандела или Вацлав Гавел, и был уловлен либеральными реформаторами вроде Михаила Горбачева или Бориса Ельцина, продолжает газета.
Сегодня дух времени воплощают в себе автократы, едва ли уважающие демократические ценности - такие как Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, а также Дональд Трамп, которого обозреватель FT называет "несущим бред демагогом, который каким-то образом стал республиканским кандидатом в президенты США".
Создается ощущение, что для демократии настали плохие времена, пишет газета, и ощущение это подкрепляется цифрами статистики: эксперты аналитического института Freedom House, выпускающего ежегодный отчет о состоянии демократии в мире, утверждают, что политические свободы неуклонно сокращаются по всему миру на протяжении последнего десятилетия.
В 2015 количество стран, где в той или иной степени было отмечено наступление на основные свободы, достигло 72 - это, как сказано в отчете, абсолютный рекорд за последние 10 лет.
"Наименее свободный регион мира - Ближний Восток, - с горечью отмечает автор, - что особенно грустно, учитывая, какие надежды подавали народные восстания, начавшиеся по всему арабскому миру пять лет назад. Египет, где в 2011 году был свергнут режим Мубарака, сейчас страдает от еще более суровой автократии".
Даже в Европе некоторые завоевания 1989 года оказались под угрозой, утверждает автор: например, в Польше и Венгрии происходит "эрозия свободы прессы и независимости судебной системы". А в соседней Турции после неудавшейся попытки переворота и вовсе массово арестовывают журналистов и судей.
Не лучше дела обстоят и в Азии, продолжает FT: там в пример приводятся Таиланд и Малайзия.
"В двух наиболее важных автократических державах - России и Китае - власти все более жестко подавляют либералов, осмеливающихся бросить вызов правящему режиму", - тревожится газета, приводя в пример, в частности, уголовное дело Евгения Урлашова, "приговоренного к 12 годам исправительной колонии по обвинениям в коррупции, которые выглядят сфабрикованными".
Проблемы с демократией достигли даже США, "лидера свободного мира". "Даже если Трамп не сумеет выиграть выборы, он уже нанес огромный ущерб престижу и достоинству американской демократии", - пишет FT.
Однако среди всех этих невеселых новостей есть и кое-какие позитивные тренды, отмечает издание: в Бирме освобождена Аун Сан Су Чжи и там впервые за полвека страной управляют гражданские власти; крепкая демократия установилась в Индонезии - четвертой стране мира по количеству населения; в Нигерии в прошлом году впервые прошли выборы, на которых действующий президент проиграл и мирно передал власть своему преемнику.
А самое главное, утверждает газета, - это то, что, несмотря на все культурные и экономические различия между странами, простые люди по всему миру рано или поздно устают от коррупции, цензуры, несправедливости и насилия властей.
Массовые демонстрации протеста с требованием гражданских и политических свобод в последние годы проходили в Гонконге и Украине, а сейчас продолжаются в Эфиопии. А результаты последних выборов в ЮАР дают надежду, что там сменится политическая элита.
"Нервозность мировых лидеров вроде президентов Зумы, Путина и Эрдогана - показательна сама по себе. За их внешней развязностью скрывается чувство глубокой незащищенности. Возможно, автократия и наступает по всему миру. Но рано или поздно она всегда вызывает сопротивление", - заключает автор.