Теракт в Барселоне имеет свою длинную историю, которая началась не в этом году и даже не в этом десятилетии. Последний раз Испания переживала большое количество жертв в 2004 году, когда несколько координированных взрывов на поездах в Мадриде унесли жизни 191 человека и ранили более двух тысяч. Подрывы были организованы марокканской ветвью "Аль-Каиды".
В последнее время, по словам испанских силовиков, им удалось предотвратить три крупных теракта на территории страны. В поле зрения полиции находятся около 1000 человек с радикальными или исламистскими взглядами. И несмотря на то, что в Испании система интеграции мигрантов и переселенцев в общество была на более высоком уровне, чем во Франции или Британии, но крупный теракт не удалось предотвратить.
"Гнездо радикалов" : "Аль-Каида" и ИГ в ИспанииИнтересно, как один теракт всегда тянет за собой своих "братьев" из прошлого. В Камбрильсе, возле Салу, где ночью машина тоже врезалась в нескольких прохожих, а пятеро террористов были убиты, планировали один из эпизодов будущего теракта 11 сентября в Нью-Йорке. Именно там в июле 2001 года египтянин Мохаммед Атта, пилот первого самолета, врезавшегося в Международный Торговый Центр, встречался с представителем "аль-Каиды" — 29-летним йеменцем Рамзи Мохаммадом Абдуллой бин аль-Шибхом. И путь Атты в Салу, маленький городок в Каталонии, пролегал из Майами в Цюрих, оттуда — в Мадрид. Уже из столицы, на арендованной машине, он добрался до места встречи. Двое знали друг друга по совместной жизни в немецком Гамбурге. Шибх, финансовый дилер "Аль-Каиды", сначала тоже планировался на роль пилота, но не смог получить визу в США.
"Пометив территорию", "Аль-Каида" приступила к разработке большого теракта в самой Испании и сумела осуществить страшный план в 2004 году с помощью боевиков из "Марокканской Исламисткой Боевой Группы". Эта атака до сих пор окутана тайной. Из 24 подозреваемых исполнителем считается только один. Семеро положивших бомбы в вагоны, как считается, покончили с собой, чтобы не попасть в руки правосудия. Восьмеро осужденных вышли на свободу, двое были оправданы.
Насчет ИГ все сложнее. Страну обходила волна атак ИГ. Как сказал в эфире Sky News Харас Рафик, глава организации Quillium, которая борется с экстремизмом, "мы знаем, что Испания была "хабом" для финансирования ИГ и его заговоров. Ранее в Испании были задержаны люди, дававшие деньги на теракты во Франции и Бельгии".
Как отмечают в Jane Center for Terrorism and Insurgency (JTIC), "[...] 11 подозреваемых, задержанных в 2017 году, были арестованы в Каталонии, где произошла последняя атака".
"Из 38 контртеррористических операций, проведенных в 2015 и 2016 годах, в Каталонии было проведено 10 операций, они привели к арестам 24 подозреваемых исламистских боевиков. С начала 2015 года в Каталонии состоялось 43,2% арестов, направленных против исламистских боевиков, зарегистрированных в Каталонии. Это подчеркнуло роль региона как центра исламистской деятельности в Испании".
Теракт в Барселоне-Алканаре-Камбрильсе требует "более серьезного уровня координации, чем в предыдущих атаках", отмечают в JTIC.
От Альканара до Рамбла: кровавый теракт в БарселонеЖурналисты и эксперты по терроризму сейчас сходятся в мыслях, что теракт в Барселоне осуществила "спящая" ячейка "Исламского Государства". Вероятно, в нее входило до 13 человек из которых пятеро — убиты, двое — погибли, четверо — задержаны, еще двое — в бегах. Как сообщила Рукмини Каллимаки, которая освещает терроризм для NYT, у террористов были три плана, но только один из них сработал.
* План А: арендовать грузовик, загрузить в него взрывчатку, вьехать в толпу и взорваться. Провалился, так как у террористов не оказалось при себе лицензии на управление грузовиком.
* План B, среда, 16 августа: арендовать два небольших микроавтобуса и загрузить взрывчатку в них. Провалился из-за неумелого обращения со взрывчатыми веществами. Вместо туристов они взорвали свой дом в Алканаре в среду. Сначала власти думали, что это обычный взрыв бытового газа, но вернувшись, обнаружили множество газовых канистр от пропана, а также — следы "взрывчатки ИГ" — трипероксида ацетона или TATP. В доме погибло двое людей и 16 получили ранения, в основном полицейские и пожарные.
Интересно отметить, что после первого обнаружения взорванного дома в Алканаре, каталонские полицейские отказались от помощи отряда TEDAX, который расследует взрывы еще со времен активного сепаратизма басков. В итоге, ценное время было упущено...
* План С, четверг, 17 августа: арендовать два минивэна и врезаться в толпу — частично успешен, так как задействован был лишь один микроавтобус, который задавил людей от Площади Каталонии до рынка Бокерия. Водитель сбежал. Второй микроавтобус нашли в тот же вечер в городе Вик. Еще позже третья машина с пятью террористами врезалась в людей возле Камбрильса.
Список нескольких подозреваемых в барселонском теракте (источник).
По информации от испанских полицейских, Мусса Оукабир (17 лет, младший брат Дрисса Оукабира), Мохаммед Хишами (24 года), Омар Хишами (21 год), Эль Хуссейн Абуяакуб (19 лет) и Саид Аалла (19 лет) были убиты ими во время второй атаки в Камбрильсе в четверг ночью. Юнес Абуяакуб (22 года) до сих пор в бегах.
В автомобиле в центре Барселоны были найдены документы на имя Дрисса Оукабира, марокканца 1989 года рождения, у которого было право на проживание в Испании для иностранцев. Правда, увидев себя по телевизору, он сам явился в полицейский участок в городе Риполль, что в 100 км на север от Барселоны, чтобы заявить про воровство его документов для аренды машины. Как бы там ни было, он остался под стражей, а главным подозреваемым стал его брат, 17-летний Мусса Оукабир.
До событий последних двух дней Испания не играла большой роли в планах "Исламского Государства", а была лишь транзитным пунктом для бойцов, которые ехали на "джихад" в Сирию или возвращались с него.
Юг провинции Барселона, а именно маленькие города Салу, Камбрильс, Вик, Таррагона, все не так далеко от Барселоны, стали центрами рекрутинга желающих поехать воевать за ИГ. Ситуация очень напоминающая французскую Ниццу. Но не только с французским курортом испанские террористы имеют связи.
Следует вернуться в 2016 год, к теракту в Брюсселе: террористы, понимая, что полиция сужает кольцо вокруг них, решают действовать по самому простому из обсуждаемых планов. В апреле этого года в Испании арестовали как минимум 4-х марокканцев, связанных с ИГ и бельгийским терактом, включая одного из организаторов — Уссаму Аттара. Двое из задержанных признались, что были в бельгийском аэропорту в день теракта.
"Существуют важные связи между Барселоной и Бельгией, — заявил в эфире радио Europe 1 бывший французский судья Марк Тревидик, который разбирал дела террористов. — Просто потому что основной контингент и тут, и там — марокканцы". И эти связи, добавил Тревидик, существуют еще с 90-х годов ХХ века.
Таким образом, исключать связь ужасной ночи в Барселоне с другими кровавыми деяниями "Исламского Государства" в Европе никак нельзя. О связях мы точно узнаем позже.
Теракты на автомобилях: как защититься от наездовСледует признать, что спользование транспортных средств в качестве оружия в настоящее время является установленной тактикой экстремистов. Она стала стандартной частью террористического арсенала. Призывы к такому виду нападений звучали от "Аль-Каиды" в 2010 году и из уст спикера ИГ аль-Аднани в 2014 году. За последние 13 месяцев подобные атаки произошли во Франции, Германии, Швеции и Великобритании.
Такой метод террора самый простой — надо лишь уметь водить машину. Современные террористы часто лишь вдохновляются деятельностью ИГ, сами никогда не общались с представителями "Исламского Государства" (хотя имеются и другие примеры), и часто лишены средств и надлежащей подготовки для совершения более сложных атак, таких как нападения в Париже или Брюсселе.
Более того, нападения на безоружных людей ранее не поднимали престижа террористов в исламском мире. Даже знаменитый теракт 11 сентября в Нью-Йорке имело своей целью уничтожить не людей, а символы экономической, политической и военной мощи США.
Теракты в 2004 году в Мадриде имели целью заставить Испанию вывести свои войска из Ирака и повлиять на грядущие выборы.
Но теперь главная цель для ИГ — туристы. Неважно, это пляж в Тунисе, улица в Барселоне, набережная в Ницце, ярмарка в Берлине или мост в Лондоне.
Так как же защищаться от такого вида террора?
Испания, по мнению экспертов, сделала для этого довольно много после 2004 года. А вследствие сорванного в прошлом ноябре плана с атакой на грузовике, были установлены блокираторы, бетонные блоки и другие средства защиты. Бетонные блоки могут быть видимыми или скрытыми, но они все равно выполняют свою функцию сдерживания. Перестройка улиц, чтобы не дать машинам разгоняться, дает лишь частичную защиту.
"У нас было 2500 рынков в Германии и 60 только в Берлине, — посетовал начальник полиции Берлина Клаус Кандт. — Снизить риск до нуля было невозможно". Как мы помним, в один из рынков на Брайдшайдплац и врезался грузовик террориста Аниса Амри.
Испания пошла немного другим путем: она расширила свою службу разведки на 3 тыс. человек. Удалось сорвать 10 заговоров и обнаружить две "ячейки" боевиков. Таким образом, прекращение террористических актов с использованием транспортных средств мало чем отличается от остановки террористов с другим оружием. Это зависит от сложного и динамичного сочетания интеллекта, правоохранительной деятельности, информирования общественности.
Но в таком большом приморском городе как Барселона, что-то сделать было почти невозможно... Мэр Ниццы объявил, что соберет своих коллег-градоначальников в сентябре, дабы совместно подумать над решением проблемы.
"30 миллионов евро было потрачено на усиление защиты от атак в целевых районах города после нападения в прошлом году. Но нам нужно больше денег, чтобы противостоять новым угрозам. Мы не выиграем войну с правилами мира", — заявил Кристиан Эстрози.
Использование автомобиля, такого базового элемента нашей жизни, может только усилить эффект. В руках террориста машина превращается в неизбирательное и смертоносное оружие.
Главная цель всех подобных терактов — посеять страх в обществе и разделить его, заставить отказаться от базовых гуманных ценностей, поддержать жесткую и авторитарную политику в обмен на безопасность. Но так происходит далеко не всегда. Взрывы в Мадриде в 2004 году с участием выходцев из арабских стран не вызвали в испанцах приступа ксенофобии. В стране не произошло антиарабских или антимусульманских выступлений. Общество выступило только против носителей идей экстремизма.