Итоги еще не подведены, однако фаворит кампании, лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани, уже знает, чем он в первую очередь займется на посту президента.
Барзани требует от Багдада вернуть в состав Курдистана "спорные территории", прежде всего богатую нефтью провинцию Киркук. Борьба за Киркук между курдами и арабами, не прекращающаяся с семидесятых годов, после ухода американцев из Ирака неизбежно вспыхнет с новой силой и скорее всего приведет к гражданской войне.
"Никакого компромисса по вопросу о Киркуке быть не может", - заявлял Масуд Барзани накануне выборов. Судьба провинции и одноименного города, который иракские курды планируют сделать своей столицей, должна быть решена на референдуме, проведения которого будущий президент Иракского Курдистана добивается от центрального правительства в Багдаде.
Иракский Курдистан после оккупации Ирака американцами в 2003 году пользуется правами самой широкой автономии. Фактически это независимое государство, располагающее своими органами власти, собственными вооруженными силами пешмерга, неподконтрольными Багдаду, имеющее свой флаг, герб и гимн. Поддерживать формальное единство Ирака курдам выгодно только до момента решения вопроса о том, кому принадлежит Киркук.
Со времен Саддама Хуссейна Киркук и прилегающие провинции были камнем преткновения между арабами и курдами Ирака. В 1974 году Саддам выделил город в особую административную единицу и начал интенсивную "арабизацию" Киркука, вытесняя из города курдское население и заселяя его арабами. После 2003 года курды начали столь же интенсивную "курдизацию" Киркука, вырезая арабских поселенцев. Американцы не вмешивались, не желая наживать себе в Ираке новых врагов в лице пешмерга.
"Как бы ни был решен вопрос о том, кому принадлежит Киркук, это неизбежно приведет к более или менее интенсивной гражданской войне между курдами и арабами Ирака", - заявил РБК daily эксперт Московского института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. Столкновения между иракскими силами безопасности, подчиняющимися Багдаду, и курдскими пешмерга происходят уже сегодня, напомнил эксперт, однако с уходом американцев у курдов пропадет последний сдерживающий фактор.
В гражданскую войну на севере Ирака неизбежно окажется вовлечена и Турция, второй год держащая свою армию на границах Иракского Курдистана. Турки не без основания опасаются, что, отделившись от Ирака, Курдистан станет базой для курдских сепаратистов в самой Турции. "Чтобы не взорвать весь регион, курдский вопрос надо решать так, как его решал Саддам Хуссейн, - заметил г-н Демиденко. - Но ни у американцев, ни у багдадского правительства сегодня просто нет на это сил".