Исследователи из Великобритании и Финляндии провели эксперимент, в ходе которого испытуемым предложили пройти психологический тест, в котором нужно было ответить на вопросы о том, насколько они склонны устанавливать дружеские связи и проявлять положительные эмоции по отношению к другим людям. А потом ученые сканировали их мозг при помощи томографа, чтобы узнать данные о его структуре и сравнить с данными тестирования.
Определенная зона в мозгу у более дружелюбных людей содержала большее количество нервных клеток, чем у обычных людей.
У человека есть так называемое полосатое тело - участок в мозге, отвечающий за поведение, связанное с получением награды. Есть и другой участок , расположенный прямо за глазницами человека - она отвечает за самоконтроль. В этих двух зонах количество нервных клеток у дружелюбных людей увеличена. Именно связь полосатого тела с ощущением награды объясняет обнаруженную учеными закономерность. То есть дружелюбие имеет корыстный мотив : человек получает своеобразную эмоциональную выгоду, которая следует как награда за проявленное дружелюбие в процессе общения.
У тех, кто любит общаться, их мозг воспринимает общение как награду. Руководитель исследования Грэхэм Мюррей говорит: "Эти же структуры связаны с удовлетворением от очень простых вещей: еды, питья и секса. Речь идет о структурах мозга, возникших еще у далеких предков человека как биологического вида, и мы считаем, что их изучение позволит нам понять как появились и более сложные явления вроде сентиментальности или привязанности".
Тем не менее, специалисты подчеркивают, что увеличенный определенный участок мозга не определяет дружелюбие человека как такового, вероятно, поведение человека изменило структуру мозга. А дружелюбие и эмпатия настолько сложны и тонки, чтобы определяться единственным участком головного мозга.
Выявленная закономерность может оказаться полезной в изучении многих психиатрических заболеваний. В частности, аутизма или шизофрении - у людей с такими заболеваниями нарушена способность контактировать с другими людьми, и хотя бы частичная связь нарушений с изменениями в структуре мозга может помочь найти новые способы лечения этих заболеваний.