О своем видении причин, мешающим России перейти на новые рельсы развития, газете ВЗГЛЯД рассказал участник дискуссии, генеральный директор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян.
«Все не так плохо»
«У нас на самом деле необыкновенно инновационно настроенное население»
- Какие, на ваш взгляд, существуют основные барьеры для внедрения инноваций в России?
- Проблем, конечно, много. Однако результаты исследований показывают, что все не так плохо, как принято считать. Это во-первых. А во-вторых, основные проблемы мы создаем себе сами. Это такая парадоксальная ситуация, когда мы их сами создаем, а потом героически преодолеваем.
Хорошо то, что хотя бы присутствует инновационная активность компаний. Соответственно, потенциально последние могут превратиться в заказчика инноваций. Без спроса ожидать массового предложения, как известно, трудно.
У меня есть такой излюбленный тезис, я его повторял неоднократно. У нас на самом деле необыкновенно инновационно настроенное население. У нас люди, конечные потреблители, консьюмеры, очень технически подкованы. Такого бума мобильных телефонов, как в России, почти нигде в мире нет. У нас чуть ли не 200% охваченность телефонами, то есть на одного жителя приходится по две трубки. Однако при этом структура экономики такова, что она абсолютно не обеспечивает удовлетворения спроса среди населения.
«Конкуренция существовала и в СССР»
- То есть, складывается парадоксальная ситуация, когда народ хочет инноваций, а сверху их дать не могут?
- Точно. Вы вот видели у кого-нибудь мобильные телефоны, сделанные у нас, в России? То то же. Технологический инновационный рынок ориентирован на самом деле на конкретного потребителя, даже когда речь идет о продуктах, например, b2b – бизнес для бизнеса.
- А насколько расположен к инновациям средний и малый бизнес?
- Они находятся в очень тяжелой для работы среде. У них нет таких ресурсов, как у крупного бизнеса. Поэтому им, конечно, тяжелее всего при внедрении инноваций.
- А как вы относитесь к озвученному на ПЭФ мнению о том, что крупному бизнесу, особенно с госучастием, быть инновационно активным мешает отсутствие конкуренции?
- Совершенно очевидно, что госпредприятия в большей степени защищены государством. Поэтому когда ваш акционер имеет практически неограниченные ресурсы, ваша компания вряд ли сможет обанкротиться, прогореть.
Соответственно, это демотивирует их на хорошую работу, на инновации. Бывают, конечно, и исключения. Пример Китая – это, в общем, очень хорошая практика конкуренции и среди госпредприятий. Она, в общем-то, и в нашей стране существовала... еще в советсткое время.
«Экономика излишне забюрократизирована»
- В самом деле?
- Да-да. Когда, например, не было одного конструкторского бюро, и те же самолеты делали несколько компаний - Ильюшин, Туполев и Яковлев. Между ними производился своего рода тендер, выбиралось производство, которое предлагало лучший вариант. Пусть такая конкуренция создавалась искусственно, но такие вещи имели место.
Беда в том, что у нас в целом экономика излишне забюрократизирована и замонополизирована. Но есть и положительные моменты, которые мы видим в последнее время. Например, работа ФАС в нефтяной сфере, где государство пытается что-то сделать, чтобы демонополизировать эту сферу.
- Есть мнение, что одна из самых больших проблем для внедрения инноваций в России - это недостатки таможенного регулирования..
- Таможенное оформление действительно создает огромные издержки для компаний. Могу привести маленький отрицательный пример, как могут повлиять проблемы на таможне на инвестиционный процесс.
Вот представьте себе, что какое-то изделие делается при международной кооперации – ну просто потому что, подавляющее большинство инновационных производств интегрированы в глобальные производственные цепочки. Вы хотите импортировать в Россию компоненты для его производства, а потом экспортировать из России само изделие.
Однако правила таможенного оформления, требования по технологической продукции делают это крайне затруднительным. Складывается парадоксальная ситуация, когда гораздо выгоднее экономически импортировать готовое изделие из-за границы, чем сделать его самому в России.
Совершенно конкретный пример, с которым приходилось нам сталкиваться. Мы выяснили, что ввозить материнские платы для компьютеров проще, чем разработать свою и делать ее здесь. То есть вы ввозите материнскую плату – одну единицу продукции, и один раз проходите таможенную процедуру.
Если же вы хотите сделать самостоятельно оригинальную и при том инновационную плату, то вам придется проходить одну и ту же таможенную процедуру, причем несколько сот раз по числу ввозимых компонентов. Элементарно одно это становится очень большим тормозом для инноваций.






















