Об этом свидетельствует стенограмма разговоров, сделанная польскими экспертами.
По данным польской стороны, навигатор Артур Зентка не говорил слов „разозлиться” за три минуты до катастрофы, как подал в своем окончательном рапорте Межгосударственный авиационный комитет (в первой версии стенограммы, которые МАК передал полякам в июне, слова навигатора были: „он разозлится, если”. Россияне считали эти слова главным подтверждением давления на экипаж со стороны президента Леха Качинского, который якобы требовал посадки при любых условиях).
Кроме этого, командир экипажа Аркадиуш Протасюк после того, как узнал о сложных погодных условиях в Смоленске, не говорил директору дипломатического протокола Мариушу Казану: „Прошу спросить (шефа), что будем делать дальше”.
Вместо этого польские эксперты прочитали из записей черного ящика такие слова командира: „Прошу подумать над решением, что будем делать”.
Польским экспертам также удалось прочитать ряд важных записей, которые не были вмещены в подготовленную россиянами стенограмму.
В частности, нововвыявленные записи подтверждают, что польские пилоты знали об овраге перед взлетно-посадочной полосой.
Так, за две минуты до столкновения с землей, когда самолет был на высоте 400 метров, второй пилот дважды напомнил командиру о неровности перед полосой: „Там есть занижение, Арек”. „Знаю, сейчас будет”, - ответил Аркадиуш Протасюк. Кроме этого, за 16 секунд до катастрофы неизвестное лицо сказало: „ничего не видно”.
Как заявил в интервью TVN24 пилот Михал ФИШЕР, польская стенограмма опровергает поставленный россиянами тезис о давлении высокопоставленных должностных лиц на пилотов самолета.
Министр внутренних дел и администрации Ежи МИЛЛЕР отказался комментировать разницу в польской и российской стенограммах.
Напомним, на прошлой неделе в Москве был обнародован окончательный отчет по результатам расследования катастрофы Ту-154, в которой погиб бывший президент Польши Лех Качиньский, согласно докладу непосредственной причиной катастрофы польского Ту-154 стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром.
Председатель МАК Татьяна Анодина во время пресс-конференции заявила, что в крови главнокомандующего Военно-воздушными силами Польши генерала Анджея Блазика, находившегося в кабине самолета Леха Качинского, обнаружен алкоголь. При этом эксперты не обнаружили алкоголя в крови пилотов.
Ярослав Качиньский уже заявил, что доклад российской стороны несбалансированный и лишенный доказательств.
Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что его страна не ставит под сомнение утверждения, содержащиеся в отчете МАК по смоленской катастрофе, ее не устраивает отсутствие некоторых фактов.
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин заявил, что диспетчер аэродрома Смоленск-Северный не имел права запретить посадку самолета президента Польши Леха Качиньского.
***
Польский правительственный самолет ТУ-154, на борту которого был президент Польши Лех Качиньский, потерпел крушение под Смоленском 10 апреля 2010 года. Глава Польши вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В результате авиакатастрофы не выжил никто.