
По призыву Ельцина безоружные люди вышли на баррикады, путчисты занервничали. "Через несколько месяцев Советского Союза не стало. Ныне, спустя все эти годы, демократия тоже мертва", - утверждают журналисты Кэти Лалли и Уилл Ингланд.
В Белом доме Путин руководит авторитарным правительством. Демонстрации в поддержку демократии малочисленны и обычно игнорируются всеми, кроме полиции, пишет газета. Защитники Белого дома считали, что изменили ход истории. "Но сегодня выборы не являются справедливыми, суды отнюдь не независимы, к политической оппозиции относятся нетерпимо, а за неудачи ругают в основном реформаторов", - говорится в статье.
"Тогда у людей была надежда, а теперь они разочарованы и обескуражены", - говорит Георгий Сатаров, президент фонда "Индем", в прошлом советник Ельцина. Россияне считали: чтобы поезд повез их в нужном направлении, достаточно сменить машиниста.
Сегодня "многие россияне в отчаянии от своей страны, ее и своих собственных перспектив, но они мало об этом говорят и еще меньше делают". Правда, Сатаров высказывается: "За последние 300 лет еще не было столь неэффективного правительства. Государство исчезает, так как те, кто числится на государственной службе, находят себе гораздо более важные дела. Беда в том, что чем больше они воруют, тем больше боятся лишиться власти", - говорит он. По мнению Сатарова, сегодня, в отличие от 1991 года, нет лидеров, способных вдохновить людей.
За процессом разочарования в демократии наблюдал "Левада-центр", отмечает газета. "В конце 1980-х всё, имевшее отношение к советской системе, вызывало отвращение", - поясняет Борис Дубин, глава отдела социально-политических исследований. Затем люди потеряли все сбережения, ощутили угрозу безработицы. "Увеличился разрыв между преуспевающими и не преуспевающими, что было очень болезненно для всех, воспитанных в советские времена", - добавляет Дубин. Россияне возложили вину за невзгоды на реформаторов, а не на наследие советской экономики, и репутация демократии испортилась.
В 1993 году Ельцин бросил войска против парламента, который сопротивлялся многим реформам, а в 1994 послал танки в Чечню, что позднее называл своей величайшей ошибкой. "Встал вопрос, сможет ли он победить на выборах 1996 года, и Ельцин шаг за шагом отказывался от демократических инструментов, сближался с силовыми структурами", - говорит Дубин. К концу 1990-х многих обуяла ностальгия по советским временам. Люди хотели получить молодого сильного лидера, который наведет порядок, и были готовы к приходу Путина. "Нет лидеров, которые могли бы стать символами перемен. Думаю, перемен не будет еще 15-20 лет", - заключает Дубин.
"Россия превращается в государство, которое существует ради чиновничества, и во многих аспектах является закрытым государством. А началось все с выборов Путина", - говорит Сергей Филатов, один из "архитекторов демократии", а ныне руководитель Фонда социальных, экономических и интеллектуальных программ.
Сегодня нет четких представлений о том, куда власти хотят вести Россию, говорит актер Олег Басилашвили. "Это не фундамент для государства", - подчеркивает он.