Истцы просили снять с них «несвойственные хозяйствующим субъектам функции по обеспечению безопасности». «Задерживать террористов и преступников должны сотрудники правоохранительных органов или отчасти службы авиационной безопасности, а не уборщицы и продавцы из кафе и магазинов, находящихся в аэропорту», - отметил юрист аэропорта Владимир Кочетов.
Он пояснил, что в Домодедово работают несколько субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе отдельная служба безопасности, а приказ Минтранса обязывает каждую компанию обзаводиться собственным подразделением транспортной безопасности. Как предполагается, подобные силы безопасности должны оплачиваться компанией самостоятельно. «Требования размыты, но в то же время за их неисполнение грозит уголовная ответственность», - отметил юрист.
Кочетов кроме того обратил внимание на требование «выявлять потенциальных нарушителей и передавать их правоохранительным органам в срок до восьми часов», передает «Интерфакс».
«Ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе о гражданских правонарушениях нет такого понятия, как «потенциальный нарушитель». Как нам понять, что человек хочет что-то совершить? Следственные действия вести?» - сказал адвокат, напомнив, что правом на следственные действия в РФ наделены только правоохранительные органы.
«Как нам кого-то передавать, когда мы не имеем права кого-то задерживать? Да и как вы отнесетесь к тому, что вас задержат на восемь часов для передачи? Это будет нарушать права граждан на право передвижения», - сказал он.
Юрист также сказал, что приказ Минтранса будет препятствовать реконструкции и модернизации аэропорта, так как обязывает компанию согласовывать любые строительные планы с правоохранительными органами на «антитеррористическую безопасность». Приказ Минтранса, по мнению Кочетова, противоречит федеральному закону «О полиции», Кодексу о гражданских правонарушениях, Уголовному и Воздушному кодексам.
В свою очередь представители ответчика и заинтересованных лиц - ФСБ, МВД, Минюста, Минсоцразвития просили иск отклонить. Представитель МВД упрекнул структуры Домодедово в том, что аэропорт «хочет снять с себя ответственность за безопасность пассажиров». «Совести у вас нет», - заявил представитель МВД. В свою очередь Кочетов ответил, что «ответственность за совершенные теракты лежит и на МВД».
Прокурор со своей стороны просила иск удовлетворить частично, признав приказ незаконным в части временных рамок на передачу каких-либо лиц. «Восьмичасовой период для передачи лиц и материальных ценностей может привести к незаконному задержанию лицами, которые не имеют права это делать. Передача лиц должна осуществляться при первом удобном случае», - сказала она.
Первоначально иск был подан в Высший Арбитражный суд (ВАС), однако ВАС отказался рассматривать данное заявление, пояснив, что требования подсудны Верховному суду. В ходе рассмотрения иска заявитель отказался от требования полностью отменить приказ, попросив признать незаконными 84 пункта документа.
В сентябре структуры аэропорта Домодедово оспорили в Высшем арбитражном суде (ВАС) России требования транспортной безопасности, введенные приказом Минтранса в феврале этого года.
Согласно требованиям, субъекты транспортной инфраструктуры, то есть юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных объектов и средств, а также пассажиры, обязаны выявлять и пресекать противоправные действия физических и юридических лиц, в том числе подготовку ими терактов. Из требований Минтранса следует, что субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за любое приготовление к совершению актов незаконного вмешательства, где бы оно ни происходило, а его руководители в случае непредотвращения преступления попадают под действие ст. 263.1 УК РФ.
В Домодедово считают, что утвержденные приказом требования по обеспечению транспортной безопасности не соответствуют ранее принятым законам, нарушают права субъектов транспортной инфраструктуры и их интересы, незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности. Также представители аэропорта отмечают, что нормы перекладывают функции госорганов на собственников транспортных объектов и лиц, которые пользуются их услугами.
Заявители считают, что им фактически вменяется проведение оперативно-розыскных действий для предотвращения терактов, что, по их мнению, явно относится к сфере деятельности ФСБ и МВД.
Новые требования транспортной безопасности были введены после теракта в Домодедово 24 января 2011 года. Тогда в зоне прилета международных рейсов взорвался террорист-смертник. Мощность взрывного устройства составила 5 кг тротила. В результате погибли 37 человек, более 100 пострадали.
Уголовное дело было возбуждено по трем статьям УК РФ: «терроризм», «убийство», «незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ».