Они не исключают, что усиленная экс-министрами администрация президента будет конкурировать с правительством в борьбе за властные полномочия.
Новый российский премьер Дмитрий Медведев отказался от услуг ряда министров путинского правительства. Своих постов лишились, в частности, некоторые крайне непопулярные в народе чиновники. Однако уже на следующий день после объявления состава нового кабинета почти все они были трудоустроены.
Для многих новым местом работы стала администрация президента. Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина, Юрий Трутнев, Андрей Фурсенко и Игорь Щеголев стали помощниками Владимира Путина. Игорь Левитин занял пост советника главы государства, Рашид Нургалиев получил назначение в Совет Безопасности, а бывший вице-премьер Игорь Сечин ушел с госслужбы, согласившись возглавить компанию "Роснефть".
Все эти назначения не вызвали одобрения у западных экспертов по России. Они несколько разошлись в оценке принятых в Кремле последних кадровых решений, однако считают, что возможное превращение администрации президента в теневое правительство обернется в лучшем случае застоем.
Правительство и сверхправительство
После перехода ряда влиятельных чиновников из прежнего правительства на работу в Кремль соотношение сил сложилось явно не в пользу кабинета Медведева, отмечает Саша Тамм (Sascha Tamm), глава московского представительства немецкого фонда имени Фридриха Наумана (Friedrich-Naumann-Stiftung). "Я думаю, что теперь президентская администрация будет больше чем прежде претендовать на роль сверхправительства", - заявил политолог в интервью DW.
"Тот факт, что Путин взял с собой в Кремль многих министров из своего правительства, указывает на то, что он планирует создать собственный центр власти", - полагает Корнелиус Охман (Cornelius Ochman), эксперт по Восточной Европе немецкого Фонда Бертельсмана (Bеrtelsmann Stiftung). В долгосрочной перспективе ничего хорошего это не сулит, предупреждает эксперт.
По мнению профессора Инсбрукского университета Герхарда Манготта (Gerhard Mangott), администрацию Путина в нынешнем виде действительно можно рассматривать как параллельную структуру управления. Однако такой подход, напомнил он, вовсе не является для России новым. "То же самое происходило в 90-е годы при президенте Ельцина", - указывает эксперт.
Удаление одиозных чиновников
Как выразился профессор Манготт, приглашая экс-министров в Кремль, Владимир Путин стремился не только поощрить конкретных чиновников, но и успокоить политическую элиту. "Людям, с которыми Медведев не хотел работать и которые лишились постов в правительстве, требовались новые должности", - объясняет австрийский политолог.
Кроме того, продолжает он, такое решение Путина свидетельствует о стремлении продемонстрировать сохранение прежнего курса. Об этом же говорит и назначение главой администрации президента такого близкого к Путину чиновника как Сергей Иванов, сказал Герхард Манготт в интервью DW.
Несколько иной точки зрения придерживается Саша Тамм. Он сравнил перестановки в высших эшелонах власти России с пиар-акцией - непопулярных чиновников решили просто спрятать от общественности. Среди получивших новую работу экс-министров много тех, кто уже не мог, с точки зрения властей, оставаться публичной фигурой, констатирует немецкий эксперт.
В этой связи Тамм, в частности, назвал бывшего главу МВД Рашида Нургалиева. В долгосрочном плане, по выражению эксперта, это не самое лучшее решение. "Многие из этих людей в прошлом не раз доказывали, что не способны решать сложные задачи", - заключает Саша Тамм.
Перспективы развития
"Если в течение ближайших месяцев или даже недель выяснится, что важные решения принимаются в Кремле, и власть сосредоточена в руках президентских помощников, российский бюрократический аппарат быстро переориентируется", - прогнозирует Корнелиус Охман. По его словам, новое российское правительство в таком случае будет исполнять лишь административные функции.
"Путин не хочет обновления", - уверен Саша Тамм. По его мнению, российский президент выступает за то, чтобы все в стране шло так, как до осени прошлого года. Даже приглашение в правительство новых людей Тамм оценивает лишь как "косметические изменения".
Схожей точки зрения придерживается и Герхард Манготт. По его словам, Медведев был заинтересован в появлении в правительстве новых лиц, однако вряд ли это люди с новыми политическими идеями. Для Путина же, подчеркивает профессор Манготт, важнее всего сохранение стабильности и обеспечение преемственности.
Что касается распределения властных полномочий, то многое по-прежнему будет зависеть от участников тандема и их способности договариваться между собой, резюмировал