Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Россия испытывает комплекс европейского изгоя
россия
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
Итог выборов в Сербии российская пресса подавала как триумф Москвы.

Причем без всяких на то оснований

В МИНУВШЕЕ воскресенье, 20 мая, в Сербии состоялся второй тур президентских выборов. Вопреки прогнозам, предрекавшим победу Борису Тадичу, победил Томислав Николич.

В ходе пресс-конференции по итогам голосования Николич заявил, что Сербия не свернет с пути сотрудничества с ЕС, но вместе с тем намерена защищать собственную позицию по Косово. Однако и Тадич не торопился признавать независимость бывшего автономного края. Лишь ради сближения с ЕС он согласился в феврале на самостоятельное участие Приштины в международных региональных форумах — при условии наличия особой ссылки к названию края, гласящей «Эта надпись не определяет статус Косово и соответствует резолюции 1244 СБ ООН». Уступка больно ударила по самолюбию сербов — но позволила им претендовать на получение официального статуса кандидата в члены ЕС. Разумеется, оппозиционная Сербская прогрессивная партия (СПС), от которой баллотировался Николич, назвала соглашение «государственной изменой», а рейтинг Тадича снизился. Но фокус в том, что Николич будет продолжать сближение с ЕС, опираясь на результаты, достигнутые Тадичем!

В чем же заключалась интрига этих выборов? Сербия, как на весах, балансирует меж двух проблем: противодействует признанию Косова и желает вступить в ЕС. Увы, одно исключает другое, и поскольку вступление в ЕС явно нужнее, Косово придется отдать. Это понимают и сербские политики, и большинство граждан. Но к полной сдаче Косова сербы эмоционально не готовы. Этим и обусловлен проигрыш Тадича.

Российские СМИ поспешили возвестить о победе пророссийского кандидата. Но они явно погорячились. Действительно, в октябре 2010 года «Единая Россия» и СПС подписали соглашение о сотрудничестве. Еще до своего избрания Николич был приглашен на съезд ЕР, который состоится 25 мая. Но и с Тадичем у России не было никаких проблем. При нем «Газпром» договорился об участии Сербии в проекте «Южный поток» и купил сербскую нефтегазовую компанию NIS. Так что договор между ЕР и СПС возник не в пику Тадичу, а скорее как сигнал Николичу — о том, что Россия в случае его избрания готова вести дела и с ним.

Так что клише «Николич — пророссийский», а «Тадич — «прозападный» весьма далеки от реальности. И отношения с ЕС, и отношения с Россией будут развиваться в прежних направлениях, ровно и прагматично. Программа Николича включает пункты о нейтралитете и «логичных действиях в период обострений между Россией и НАТО».

Кремль, очевидно, использует любой повод, чтобы заявить хоть о каких-то успехах — очень уж неприятная для власти ситуация складывается внутри страны. Но вместе с тем большинство тех, кто разглагольствует на тему о «пророссийских политиках», верят (или имитируют веру) в то, что в славянской и православной Сербии такие политики обязательно есть — их не может не быть. И Николич в полной мере и с максимальной выгодой для Сербии использует это заблуждение российских чиновников, живущих мифами позапрошлого века. Здесь нет ничего нового: «пророссийский» кандидат с редкостным постоянством находится в любом из восточноевропейских государств, где проходят выборы, будь то Нил Ушаков с «Центром согласия» в Латвии, Бронислав Коморовский с «Гражданской платформой» в Польше или болгарин Росен Плевнелиев с движением «ГЕРБ». Список можно продолжать, вот только ожидания Москвы всякий раз оказываются явно завышенными.

Еще со времен Крымской войны Россия испытывает комплекс европейского изгоя — и потому записывает в «пророссийские» политики всех, кто тоже оказался изгоем, но при этом не станет оспаривать свою «пророссийскую» ориентацию через суд, сочтя ее оскорблением для себя. И Сербия, подпавшая по вине Милошевича под авиаудары НАТО, была идеальным объектом для российской любви. Но европейские изгои меняются, и их начинают принимать в Европе. После чего дружба с Россией быстро сходит на нет. Отнюдь не по причине пресловутой русофобии — просто потому, что европейцы мыслят категориями выгоды, а не симпатий. И именно потому победа Николича не принесет России ощутимых дивидентов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: