Списанный робот стал актером
Постановку французского режиссера представили в рамках фестиваля «Другой театр из Франции». В Москве он проходит уже в пятый раз.
Загадочное существо пытается выпутаться из черного целлофана. Вот так, будто фильм ужасов, начинается спектакль «Беспредметно», привезенный Театром Наций из Франции на фестиваль «других» постановок — необычных, неформатных, подчас на стыке пантомимы, цирка и видеоарта.
Покровы сорваны. И вот он — главный герой. Не монстр — машина! Этот робот когда-то собирал Opel для завода General Motors, теперь, списанный на пенсию, работает актером тулузской труппы Compagnie 111. Балет для конвейерной лапы и двух офисных клерков — действительно «Другой театр», как и обещает название фестиваля.
Режиссер, француз Орельен Бори, четыре года назад покорил московскую публику спектаклем «План Б», где актеры буквально бегали по отвесной стене. В «Беспредметно» Бори, по профессии физик, выпускник Страсбургского университета, снова играет с законами притяжения. Исследуя взаимоотношения человека и машины, их взаимного порабощения, он ставит научный опыт сродни «биомеханике» Всеволода Мейерхольда, которого считает своем учителем.
«То, что делал Мейерхольд, и то, что делаю я — это театр реальности, который я противопоставляю театру иллюзии, — говорит Бори. — Это физический театр. Физический — от слова „тело“ и от слова „физика“. Я использую такие концепции, как вес, масса. Пришлось все точно просчитать, ведь надо, чтобы машина выдержала вес актеров».
В его спектаклях нет места слову. Это смесь буффонады, танца, кукольного театра и визуального искусства. Пластика актеров Compagnie 111 — как у цирковых акробатов. Орельен Бори, кстати, ставил представления для шапито. Но, несмотря на техническую изощренность, спектакль Бори передает простую мысль: роботы в современном мире становятся все человечней, а человек — все больше похож на машину. Неслучайно и люди в спектакле совершенно безлики — своего рода «агенты Смиты» из «Матрицы», а робот — живой и любознательный, как пиксаровский «ВАЛЛ-И».
«Другой театр из Франции» в пятый раз гостит в Москве. Но впервые Театр Наций принимает фестиваль в своем собственном здании, которое открылось спустя почти три десятилетия реставрации.