Дмитрий Ливанов не увидел в соблюдении этой традиции нарушения каких-либо норм. Тем временем религиозные деятели убеждают, что ислам не обязывает девочек носить хиджаб.
В среду глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, комментируя конфликт, произошедший в ставропольской школе, где директор запретила приходить на занятия ученицам в хиджабах, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо норм.
«И вообще это субъективное толкование, является ли хиджаб вызывающей деталью. Некоторые школьницы ходят на занятия в джинсах, из которых видны две половинки ягодиц»
«Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам», – заявил Ливанов на заседании Госдумы при обсуждении законопроекта об образовании в первом чтении, передает «Интерфакс».При этом министр подчеркнул, что религиозные культурные особенности семей не должны вступать в конфликт со светским характером образования в школе.
«Я абсолютно убежден, что в каждой школе есть пространство для компромисса, которое позволит обеспечить и светский характер образования, и следование тем культурным традициям, которые есть в той или иной местности, в тех или иных семьях. Я думаю, что в будущем мы, безусловно, создадим необходимые правовые условия для предотвращения профилактики таких конфликтов», – сказал министр.
Вопрос о конфликте в ставропольской школе министру задал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Он выступил с предложением обязать все школы, чтобы ученики носили универсальную форму, как это было в СССР, а бедным ее раздавали бесплатно.
«Таким образом мы снимем межконфессиональные противоречия, уберем классовую дифференциацию, когда некоторые в шелках, мехах и золоте ходят, а некоторые последние штаны с рубашкой донашивают», – сказал глава комитета.
Ранее со ссылкой на пресс-службу краевого муфтията сообщалось, что родители некоторых школьниц жалуются на то, что девочкам-мусульманкам уже около двух недель не разрешают посещать школу в мусульманских платках.
Пять учениц школы № 12 Нефтекумского района с 3 октября не пускают в школу. При этом, со слов родителей, 1 сентября ученицы пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.
Это уже шестая делегация родителей в муфтият. До этого с аналогичной жалобой обращались жители Арзгирского и Степного районов Ставропольского края.
С 16 октября прокуратурой Нефтекумского района после получения жалоб от родителей девочек проводится проверка по этому вопросу. «Есть заявления, поступившие от родителей 8 октября (о том, что их дочерей не пускают на уроки в хиджабах), проводится проверка, в ходе которой будут собраны данные, подтверждающие или опровергающие доводы заявителей», – сообщали в ведомстве.
Абстрактный устав
Ключевые слова: религия, ислам, мусульманство, Ставрополье, люди и религия
В школе № 12 села Кара-Тюбе Нефтекумского района, где и произошел конфликт, прокомментировать ситуацию не смогли, а директор образовательного учреждения в этот день отсутствовала.
«Конфликт уже затих. Директор предложила поменять хиджабы на светский платок. Кроме того, она предложила учащимся даже комнату, где они могли бы переодеваться перед и после занятий. Каких-либо «выгонений» детей из школы не было, это сами родители сказали, что не будут пускать своих детей без хиджаба. Те же, кто решил ходить в школу, но не носить светский платок, занимаются по индивидуальному плану. С остальными ведутся беседы, чтобы придти к компромиссу», – сказала газете ВЗГЛЯД представитель министерства образования Ставропольского края.
В ведомстве отметили, что если родители хотят, чтобы дети носили хиджаб, то их надо водить в мусульманскую школу.
Комментируя сложившуюся в сельской школе ситуацию, министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина сказала газете ВЗГЛЯД, что разработка правил о ношении школьной формы относится к компетенции образовательного учреждения.
«К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка, в том числе о ношении школьной формы и внешнего вида учащихся.
В локальных актах Кара-Тюбинской школы прописано, что одежда учащихся должна носить светский, деловой характер, без изысков. В соответствии с этим директором школы и было предложено родителям учащихся принять меры по их соблюдению», – сказала Кувалдина.
Министр отметила, что в соответствии с российской Конституцией наша страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Одним из основных принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», – сказала она.
О внешнем виде учащихся в школьном уставе написано, что он «должен соответствовать общепринятым в светском обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали».
«То, что написано в уставе – это абстракция. Если бы там было написано, что в школу надо ходить в форме, которая должна состоять из этого, этого и этого, то тогда нельзя было бы пускать в хиджабе. И вообще это субъективное толкование, является ли хиджаб вызывающей деталью. Некоторые школьницы ходят на занятия в джинсах, из которых видны две половинки ягодиц», - сказал газете ВЗГЛЯД народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» Москвы Ефим Рачевский.
«Девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам»
Коран разрешает ходить и без платка
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), руководитель аппарата ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что родительское возмущение вызвал не столько запрет ношения мусульманского платка, сколько внезапное решение администрации школы.
«Мы связывались с родителями учениц, которым не разрешили ходить в платках. Они нам рассказали, что во всех соседних деревнях, селах ученицы в больших количествах ходили в платках. Тут вдруг учителя сказали, что им из центра пришли ценные указания относительно внешнего вида школьников. Из этих указаний следовало, что школу нужно унифицировать, максимально придерживаться устава, и как бы идет выдавливание религиозного компонента», - сказал Мухетдинов.
Представитель ДУМЕР отметил, что со слов родителей стало также известно, что устав, который сейчас размещен на сайте школы, был принят задним числом, в спешном порядке, после того, как к конфликту было привлечено внимание СМИ.
«Вопрос просто в трактовке написанного в уставе. Просто неожиданно по непонятным никому причинам для отдельного директора ношение платков стало краеугольной проблемой. Почему она акцентировала на этом внимание? В прошлом году ходили, но этой проблемы не поднималось», - сказал Мухетдинов.
Дамир-хазрат Мухетдинов высказал сомнение по поводу того, что мусульманам запретят ношение хаджаба или платков, а тем более, что из-за этой проблемы будут общественные протесты и беспорядки, как было во Франции.
«Не думаю, что кто-то будет лоббировать законы о запрете ношения хиджаба или платков, потому что будет жесткая реакция в масштабах всех страны. Не хочу сказать, что будут устраивать какие-то погромы. Сейчас и православные девочки начинают ходить в школы с покрытой головой, в платке. И если будет принято решение о запрете ходить (так) в образовательные учреждения, это и по ним ударит тоже», - сказал Мухетдинов.
Если обратиться к богословскому аспекту, очевидно, что ислам не обязывает несовершеннолетних девочек носить хиджаб, утверждает он. «Тема ношения хиджаба для школьников, особенно для малолеток, шариатских обоснований под собой не имеет. Как правила, мусульманское одеяние носят совершеннолетние девушки и замужние женщины. Поэтому верующим мусульманам не нужно с таким фанатизмом подходить к этому вопросу. Некоторые высказывают свои опасения, что если с малолетства не приучить к ношению платка, то потому будет невозможно заставить. Но может тогда сразу с рождения в платок ребенка пеленать?», - сказал Дамир-хазрат Мухетдинов.
В комментариях на сайте школы один посетитель под ником «Простой народ» оставил следующую запись: «Кстати, если мусульман так возмутил запрет на платки в школе, то почему они не возмущаются по поводу такого непозволительного нарушения законов ислама, как совместное обучение мальчиков и девочек?»
Комментируя этот вопрос, Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что действительно, если так остро воспринимать вопрос о ношении платка, то тогда стоит уже обращаться и ко всем другим богословским аспектам.
«Если мы сейчас начнем рассуждать с точки закона шариата, то завтра многочисленные граждане мусульмане, которые очень строго придерживаются законов, должны потребовать раздельного обучения мальчиков и девочек. И тогда вопрос хиджаба может оказаться вторичным. В мусульманских странах есть отдельные школы по половому признаку, и даже раздельный общественный транспорт», - сказал Мухетдинов.
У православных к хиджабу вопросы
В свою очередь епископ Ставропольский и Черкесский Феофилакт сказал, что на Кавказе ношение женщинами платков считается традиционным, а вот хождение в школу в хиджабах вызывает вопросы.
«Что касается вопроса о ношении хиджабов. Мы общались с муфтием края и четко высказали мнение: на Кавказе есть традиция, когда девушка, женщина надевает платок. И есть традиционные, национальные платки. Такая традиция есть, и она вполне приемлема», - сказал епископ, передает «Интерфакс».
«Другое дело, когда в традиции вносится то, что им несвойственно, что было здесь на нашей территории (когда школьницы пришли на уроки в хиджабах). Это сразу вызывает большое количество вопросов, это сразу не может восприниматься, не принято у нас так. К этому тоже надо относиться с уважением, сохраняя свои собственные традиции. Это самый верный, самый правильный путь к сохранению баланса между традициями религиозными, культурными и светскими», - считает Феофилакт.
Он также предложил дать более четкое понимание светской культуре. «Есть другой вопрос: а что такое светские традиции? Например, когда в публичном месте человек появляется в несвойственной одежде, это что, современная традиция? Например, в оперу кто-то может прийти в шортах и майке, что это - светская культура? Где грань этой светской культуры, как она определяется?», - сказал Феофилакт. По его мнению, светская культура также должна быть очерчена определенными рамками, как и религиозная культура.
«Давайте тогда определим эту светскую культуру, где она и как должна проявляться, и какой понятийный аппарат у нее. Полагаю, что здесь крайне значимыми являются традиции и воспитание. Как принято в общественном транспорте себя вести, так должны все себя вести, аналогично следует придерживаться принятых правил поведения для общественных мест», - добавил епископ.Расскажи о себе на Russia.ru
Напомним, что в апреле 2011 года во Франции вступил в силу принятый 12 октября 2010 года закон о запрете ношения паранджи и хиджаба в общественных местах. Нарушение закона карается штрафом в размере 150 евро, но штраф может быть заменен принудительным присутствием на лекциях о нормах гражданского поведения. Те, кто принуждает женщину во Франции носить паранджу или хиджаб, подвергаются штрафу в размере 30 тыс. евро. Угрозы или запугивания женщины в принуждении к ношению паранджи и хиджаба могут обернуться тюремным заключением до одного года и штрафом в 30 тыс. евро. В отношении несовершеннолетних размер штрафа вырастает в два раза.
Закон запрещает ношение паранджи и хиджаба в административных учреждениях, транспорте, торговых, школьных и медицинских учреждениях, почтовых отделениях, пляжах, парках и на улицах. Принятие закона сопровождалось бурными дебатами, он обрастал поправками и изменениями. Так, из названия закона было исключено упоминание о парандже и официально закон направлен на «запрещение скрытия лица в общественных местах».
9 апреля парижская полиция задержала 60 человек при попытке провести акцию протеста. Экстремистски настроенная часть жителей страны всеми способами подогревает настроения и расценивает закон как шаг, направленный против определенной этнической и религиозной группы населения. Со стороны «Аль-Каиды» неоднократно через интернет звучали угрозы в адрес Франции. По этим причинам закон и вступил в силу лишь через полгода после его принятия правительством.