12 апреля в День Космонавтики мы все в очередной раз вспомним о первом человеке, оказавшемся в космосе, Юрии Гагарине. По прошествии 50 лет уже многое изменилось, и в отношении исследования космического пространства, и в отношении к людям, давно покинувшим этот мир, но бывшими первопроходцами. Многие легенды обрели вес, были подкрепленными фактами, но еще больше легенд остались просто легендами.
О многих известных и неизвестных фактах и легендах мы и поговорим сегодня, в очередную годовщину первого полета человека в космос.
Гагарин был не первым
Первенство Гагарина в космосе оспаривают до сих пор. Говорилось много и о том, что до Гагарина Советский Союз пытался запустить космонавта по баллистической траектории. Также сообщалось, что некие радиолюбители еще в 1960 году прослушивали сердцебиение космонавта в одном из кораблей, запущенных СССР ранее.
Рассказывалось о мистических космонавтах Гитлера, якобы летавших в 1945 году под руководством Отто Скорцени.
В действительности, все вышесказанное — неправда. Советский Союз не мог отправить космонавта раньше до Гагарина. Не так давно вышла книга Николая Петровича Каманина «Скрытый космос», которая является по сути систематизированными дневниковыми записями помощника Главнокомандующего ВВС по космосу с 1960 года по 1971. По сути Советский Союз не мог отправить ранее космонавта на орбиту. Согласно дневниковым записям, отработка корабля для полноценного полета шла стремительными темпами, при том, что к 1961 году сам корабль был еще в некоторой мере «сырым». Об это говорит несколько фактов. Во-первых Гагарин оказался первым еще и по той причине, что он был самого низкого роста — 157 см. Известно, что посадка космонавта осуществлялась при помощь катапультирования в атмосфере Земли. Несколько катапультирований манекенов незадолго до первого полета произошли внештатно — манекенам просто поотрывало голову, которой они в шлеме цеплялись за край люка.
Также не было полной гарантии, что корабль в штатном режиме вернется на Землю — ракета по сути была баллистической и стартовала с высоким ускорением. Сама же капсула, в которой находился космонавт имела форму шара и при входе в атмосферу также возникала перегрузка, доходившая до 11 единиц. Неизвестно было как космонавт перенесет невесомость, космическую радиацию, как отработает кислородная аппаратура и двигатели корабля. В итоге первый корабль был также оснащен по распоряжению генерального конструктора Сергея Королева бутылкой коньяка и пистолетом с боевыми патронами. И действительно — возвращение Гагарина на землю прошло нештатно, поскольку не произошло полного отсоединения агрегатного отсека корабля «Восток», из-за чего корабль оказался подвержен сильной болтанке (по одной из версий Гагарин даже на некоторое время потерял сознание). В итоге капсула оказалась в соседней области вместе с космонавтом.
В целом, на сегодняшний день, все собранные факты говорят о том, что Гагарин был первым человеком, запущенным в космическое пространство.
Космический корабль был примитивен и приспособлен только для полетов выносливых людей.
Сравнивая два проекта — американский «Меркурий» (1400кг, обитаемый объем 1,7 куб.м) и советский «Восток» (4700кг, обитаемый объем 2.1 куб.м), можно говорить об определенном преимуществе американцев в технологическом плане. Конструкция Меркурия позволяла с меньшими перегрузками возвращать космонавта на землю, имела более точную автоматику, легкую конструкцию. Но американцы не имели только одного — мощной ракеты-носителя, каковой была РН «Восток». Для того, чтобы создать мощную ракету разработчиками Вернера фон Брауна понадобилось еще некоторое время, которое они в последствии наверстали. Спускаемый аппарат корабля «Восток» был сферической формы, в отличие от «Меркурия», который имел пирамидальную форму и испытывал заметно меньшие перегрузки при посадке. Буквально через пару лет схожая конструкция корабля будет разработана в ОКБ Цыбина под названием «Союз», но еще более года понадобится (согласно дневникам Каманина), чтобы убедить руководство в необходимость переоснащения космических сил новым кораблями.
В целом многие историки, да и сами участники событий тех лет отмечали жуткую неорганизованность работ по космической тематике, которые впоследствии вылились в огромное отставание советской космонавтики от американцев. Отсутствие общего координирующего органа, конкуренция между ведущими конструкторскими бюро, вылившаяся в интриги, а также отсутствие общего видения будущего космонавтики у руководства страны привели к тому, что техника была несовершенной и оставалась на уровне начала 50-х годов еще долгое время. Первую компьютерную систему управления полетом ракеты планировалось применить на РН серии Н-1 и то не от хорошей жизни, а по причине некоординированной работы 30 двигателей первой ступени.
Да и сама ракета-носитель «Восток» была предназначена больше для доставки ядерного заряда на территорию США — по сути модификация боевой баллистической ракеты.
Космос был не нужен советскому правительству.
Историки все больше склоняются к мысли, что это именно так. Одним из убедительных доказательств являются те же записи Каманина. ЦК КПСС использовал космические достижения в качестве пропаганды, но планы освоения космоса с практической точки зрения никогда не рассматривались правительством самостоятельно. Научная точка зрения на использование космоса продавливалась учеными, конструкторами крупных КБ, но только не партийными функционерами, включая и военную верхушку, которая не видела в этом никакой практической выгоды для себя. Создание единого органа по управлению космической отраслью постоянно отфутболивалась различными государственными ведомствами. Доходило до смешного — после полетов первых космонавтов планы космических экспедиций были свернуты на некоторое время по причине..., отсутствия космических кораблей. В действительности никто не хотел брать на сего ответственность за их производство и запуск. В результате с большим трудом удалось совершить 6 пилотируемых запусков (последний полет — Валентина Терешкова), а в последствии только в 1968 году запустить в производство новую серию кораблей «Союз», отладка которых из-за спешки привела к гибели космонавта Комарова. В целом весь период становления советской космонавтики покрыт ошибками «руководящего» характера.
Космонавты были страшными разгильдяями.
Данная легенда имеет под собой вполне реальную основу. Как оказалось, слава, свалившаяся на космонавтов, оказалась нелегким испытанием. Поведение Гагарина красноречиво описывает один случай, который произошел на глазах близких ему людей:
Юрий Гагарин был на волосок от нелепой и глупейшей смерти.
В этот день (3 октября) Юра с территории дачи не отлучался, за исключением прогулочной поездки на катере. Как я позже узнал, эта прогулка была опасной. Гагарин на четырехместную моторную лодку сажал по 6-7 человек, на лодке отсутствовали средства спасения. Юрий уходил далеко в море и делал очень резкие и опасные развороты.
«За день Гагарин чрезмерно «напрощался». После ужина Юра сразу лег спать. Женщины играли в карты. В 22:00 я с женой ушел отдыхать, а в 23:50 она разбудила меня криком: «Коля, вставай! Внизу что-то случилось!» Через минуту я увидел Гагарина лежащим на садовой скамейке. Лицо и рубашка Юрия были в крови, на лице — рваные раны. Валя в слезах кричала: «Что же вы все стоите, помогите ему! Он умирает!» Срочно вызвали врача и начальника санатория. Через четыре часа приехали флотские врачи, сделали на месте операцию. Заключение: пробита надбровная кость, но рана не смертельная, над левой бровью останется шрам. Порекомендовали в течение трех недель сохранять постельный режим.
Из опроса Рудного, Масалова, Азбиевича, Титова, медсестры Ани, Валентины Ивановны и других людей я установил следующее. Гагарин проснулся около 22 часов, помогал купать Галку, а потом спустился в гостиную на первый этаж, где Валентина Ивановна с другими женщинами продолжала играть в карты, а мужчины — в шахматы. Юра «болел» за шахматистов, «помогал» жене, менял пластинки на проигрывателе, танцевал и был в нормальном состоянии. В 23:47-23:48 Юра сказал Вале: «Кончай играть, пошли спать!» — и вышел из гостиной. Через 2-3 минуты Валя, закончив играть в карты, спросила: «А где Юра?» Жена Серяпина с ехидцей сказала ей, что он пошел по коридору направо и зашел в одну из комнат. В коридоре находились три комнаты, из которых отдыхающие уже уехали. В двух комнатах Валя никого не обнаружила, третья — была закрыта на ключ изнутри. Валя резко постучала в закрытую дверь. Через несколько секунд она открылась, в комнате горел свет, а в дверях стояла медсестра Аня (27 лет). На вопрос Вали: «Где Юра?» — Аня ответила: «Ваш муж выпрыгнул с балкона». Балкон возвышался над уровнем земли на 2 метра, под ним была асфальтированная дорожка, окаймленная с внешней стороны цементированной бровкой. При прыжке Гагарин зацепился ногами за виноградные лозы, потерял равновесие и упал лицом на цементную бровку. Как рассказала медсестра Аня, она после смены с дежурства зашла в комнату отдохнуть, лежала на кровати одетой и читала книгу. Гагарин вошел в комнату, закрыл дверь на ключ и со словами: «Ну что, будешь кричать?»- пытался ее поцеловать... В это время раздался стук в дверь, и Гагарин выпрыгнул с балкона«. (Н.Каманин «Скрытый космос»)
Гагарина в бессознательном состоянии увезли в местную больницу. На лице Гагарина в следствии этих ночных приключений образовался шрам. За случившееся в Сочи Каманин получил выговор и вскоре был отправлен в отставку. Его сменил Алексей Леонов, и то ли сам, то ли по указанию сверху принял решение: не давать никакой информации о шраме на лице Гагарина, что, в свою очередь, породило много кривотолков и всевозможных фантазий на эту тему.
Гагарин все еще жив.
Есть разные версии и легенды на эту тему, начиная от нахождения первого космонавта в специальной психиатрической клинике (он якобы лично обидел Брежнева на банкете), до его его похищения инопланетями.
Наверно наиболее авторитетным свидетелем гибели Гагарина был его друг Алексей Леонов, который присутствовал при опознании останков. Сомнений не было — в самолете был именно Гагарин. И этот факт был перепроверен уже неоднократно.
Обстоятельства смерти Гагарина до сих пор доподлинно неизвестны. Существует ряд противоречивых версий его гибели. Официальная версия такова:
Самолёт УТИ МиГ-15 с Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серёгиным, разбился 27 марта 1968 года в 10:30 утра в районе деревни Новосёлово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях нормальной видимости — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. По другой версии видимость была плохая, поскольку рабочая высота в зоне — 4200 метров — была между слоями облаков. Самолёт якобы вошёл в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. На ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина, права водителя, а в бумажнике нашли фотографию Королёва. Так же были найдены часы и по положению частей механизма стало ясно, что они остановились ровно в 10:43.
По одной из наиболее реалистичных версий, выдвинутой Николаем Фёдоровичем Кузнецовым, Серёгину последнее время нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин выполняя пилотаж не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина.
Нужно заметить, что Гагарин только начинал восстанавливать свой опыт пилотированных полетов на истребителях. После полёта в космос Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность, легкомысленное поведение. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. И эти опасения подтвердились.
Эпилог
Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г."