Александр Попов, экс-глава Киевской администрации убежден, что избиение студентов 29 ноября случилось по вине третьей силы, которая стравила "Беркут" и студентов.
Из-за недоработки спецслужб, а также по приказу экс-заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича, ночью на Майдан были отправлены коммунальщики для установки елки.
Именно это и привело к конфликту между "ультрас" и работниками коммунальных служб, что позже вылилось в массовое побоище.
Накануне годовщины того страшного события podrobnosti.ua взяли интервью у Александра Попова и выяснили, кто участвовал в провокации и кто отдал распоряжение вытеснить активистов с Майдана.
Что случилось 29 ноября на Майдане?
Утром мне позвонил Андрей Петрович (Клюев - прим. ред.) из РНБО и спросил, готов ли я сегодня продолжить завоз новогодней конструкции. Я ответил, что мне нужно несколько часов, чтобы собрать это все, организовать транспорт, людей и так далее.
Он сказал мне готовиться. Я встретился со своими руководителями, которые так же этим занимались, и мы договорились, что все эти конструкции будут находиться на платформах, и как только мы поймем, что можно будет двигаться, я позвоню и скажу, что можно делать.
Вечером этого же дня был второй звонок от Клюева, который сказал, что время, когда можно провести эту операцию по завозу конструкции укажет Владимир Сивкович. И действительно, Сивкович пришел ко мне в кабинет и я так понял, что он полностью владеет всей обстановкой, которая происходит на Майдане.
А что происходило там? Публично было объявлено, что Майдан сворачивает свою деятельность.
Почему елку решили устанавливать ночью?
Мы в своей практике не однократно совершали монтаж каких-то конструкций в ночное время, это даже общепринятая практика. Потому что на Крещатике днем большой транспорт, краны, люди.
Ожидалось что или к концу дня, или ночью, в зависимости от обстановки это нужно сделать. В районе 4:30 утра мне Сивкович сказал, что сейчас все уедут и самое время бесконфликтно завести оборудование.
Я дал команду своим подчиненным, что они и сделали. Дальше пошла техника, поначалу нормально заезжала, потом возникли конфликты. С сегодняшней позиции, я думаю, что это была провокация. Очевидно, на нее поддались все, кто наоборот должен был сохранить порядок.
Вы лично принимали решение об установки конструкции ночью?
Я бы сам никогда не стал, не понимая, что мне помогают спецслужбы отдавать команды двигаться туда. Я же понимал, что это может вызвать конфликт, зачем это городу? Что город будет делать потом? Здесь была уверенность в том, что где нужно ГАИ, где нужно милиция - они обеспечат общественный порядок.
Мы заехали и уехали. Это происходит каждый день. Я в отличии от предшественников и последователей очень серьезно относился к городским мероприятиям.
Кому могла быть выгодна такая провокация?
То что какая-то третья сила, третья сторона участвовала в этом процессе была. Это не вызывает сомнения. Кто ее контролировал мне непонятно. Я понимаю, что она была, эта третья сила. Но кому она подчинялась, я не могу сказать. Сначала я полагал, что это оппозиция, потом думал власть. Но логики в этом не было. Но третья сила точно была.
Протоколы вашего допроса, которые попали в прессу, они истинные?
Протоколы не фальшивка, они действительно настоящие. Я подумал, что это прокуратура их показала. Я действительно говорил правду. Расхождения только с показаниями Сивковича.
Но после того, как была проведена очная ставка и ситуация была разложена поминутно и она была такой, какой представляли мы с Владимиром Коряком. Мне кажется, что правоохранительные органам надо было защитить эти показания. Может быть это мои иллюзии.
Есть информация, что в эту ночь в вашей приемной были депутаты от Партии регионов. Так называемый боевой отряд. Это так?
В какой-то период заседаний городского совета к нам стали приходить депутаты от "Партии регионов" с тем, чтобы локализировать, где то разговором, где то помочь милиции в конфликтных ситуациях. Когда они пришли вечером, я их не приглашал, у них был вопрос: "Что нам делать?".
Я сказал, что не я же их пригласил, наверное, вы лучше знаете, что вам делать. Я подумал, что ситуация-то напряженная, мне в СБУ не докладывают все моменты, есть то, что можно городу сказать, а что нельзя.
Я подумал, что может быть готовиться захват администрации, какая-то провокация, поэтому, я к этому нормально отнесся. Они побыли какой-то период и уехали, потому что было поздно. Никаких задач им никто не давал.
Читайте также интервью с Мустафой Найемом, которой год спустя рассказал, как все началось, чем закончилось и кто стоит за разгоном студентов на Майдане.
Депутат и журналист Андрей Шевченко уверен, что акция по разгону студентов была четко спланированной.
Как сообщали ранее podrobnosti.ua на годовщину Евромайдана, почтить память погибших собралось 7 тысяч человек.