"Чего нам следует ожидать в будущем году от Владимира Владимировича Путина? Элементы, которые можно извлечь из его длинной пресс-конференции, состоявшейся 18 декабря, кажутся не резолютивными и, в конечном итоге, скорее загадочными", — пишет газета La Stampa.
"Он демонстрирует готовность урегулировать кризис в Украине, но в то же время прославляет российских "добровольцев", которые воюют на стороне сепаратистов. Он признает, что проблемы связаны с западными санкциями, но лишь на 25-30%. Он вселяет надежду на то, что российская экономика в худшем из вариантов сможет полностью выйти из негативной ситуации в течение двух лет, — говорится в статье. — Совершенно очевидно, что на данном этапе Путин хочет вселить надежду и уверенность, особенно в нынешней обстановке, близкой к панике, когда население наблюдает за небывалым обвалом рубля и запасается всем необходимым в ожидании резкого повышения цен".
Правда и то, что Путин — абсолютный прагматик, способный приспосабливаться к различным переменам обстановки. Но было бы грубейшей ошибкой забывать об основе его идеологии и его политическом проекте. Не в первый раз прибегнув к народным образам, Путин ответил на вопрос по украинскому кризису, сравнив Россию с медведем, который защищает свою территорию, и задал риторический вопрос: "...может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят? Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти". "Эта фраза является подтверждением того, что агрессивность России Путина основывается на чувстве неудовлетворенности, на историческом чувстве досады, на отрицании слабости, которая сегодня самым драматическим образом подтвердилась экономическим кризисом. Эти чувства полностью поддерживаются населением, в связи с чем сегодня невозможно представить даже на среднюю перспективу руководство, альтернативное Путину, если не еще более националистическое и агрессивное", — пишет издание.
"Возникает вопрос: кто эти подсвинки, на которых должен охотиться медведь ради пропитания? Не кажется ли, что этот хищный медведь больше похож на волка? И как определить территорию, на которой мы должны оставить его в покое? По мнению Путина, она включает в себя Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, Крым, Донбасс. И все?" — размышляет автор материала.
"В будущем году мы окажемся перед дилеммой: как определить и признать законной территорию медведя и его обеспокоенность по поводу безопасности, а также как помешать нарушению границ и, самое главное, как избежать массового убийства подсвинков. Непростая задача — сохранить европейское и атлантическое единство перед лицом такой сложной проблемы, но, быть может, история даст какие-то подсказки. ...Быть может, следует учесть мнение Джорджа Кеннана (американский дипломат, историк, политолог), который говорил о необходимости исключить любые попытки, прежде всего военные, отбросить противника назад. Непростая задача, равновесие остается нестабильным, неизбежные противоречия между союзниками станут жестоким испытанием как для европейцев, так и для американцев", — заключает издание.