Накануне Международного женского дня в СМИ стал достоянием общественности текст Меморандума между МВФ и правительством Украины. Документ долгое время держали в тайне, пока какая-то «добрая душа» не умудрилась наконец-то «слить» документ сразу некоторым СМИ, каждое из которых посмешило досужую публику заявлениями о том, что именно данное издание получило копию меморандума «эксклюзивно», в результате чего сей «эксклюзив» материализовался в нескольких СМИ одновремено.
Впрочем, других поводов для веселья нет...
Согласно документу правительство берет на себя ряд обязательств, чтобы получить кредит по четырехлетней программе расширенного финансирования (EFF) в размере 17,5 млрд долл. сроком на 10 лет. Ожидается также, что вслед за МВФ кредиты Украине предоставят и другие доноры, в результате чего сумма вливаний может достигнуть 40 млрд долл. Важнейшими задачами являются стабилизация государственных финансов, обуздание инфляции и дефицита платежного баланса путем резкого сокращения расходов и перекладывания всей тяжести кризиса на плечи граждан. По глубочайшему мнению подписантов меморандума, это должно в 2015 году остановить падение экономики, а уже в 2016-2017 годах привести к ее росту до 4% в годовом измерении.
Можно сказать, что нас опять «обэМВээФили», поскольку политика затягивания поясов и жестокой экономии ведет не к стабилизации финансовой системы и росту экономики страны, а наоборот, к дальнейшему падению экономики! Это подтверждается практикой целого ряда стран, где проводилась подобного рода политика, в том числе по указке МВФ. Более того, уже даже высокопоставленные чиновники самого МВФ и западные эксперты говорят о крайней пагубности «затягивания поясов», особенно во время экономических кризисов. К тому же, США и страны ядра Евросоюза выходили из кризиса 2008-2009 годов совершенно противоположным путем, увеличивая расходы для стимулирования экономики.
Сразу следует отметить, что финансово-экономические проблемы будут решаться практически целиком и полностью за счет рядовых граждан. О возврате в Украину миллиардов, вывезенных за рубеж олигархами, вопрос не поднимается ни МВФ, ни правительством, поскольку в этом не заинтересованы ни Запад, ни отечественные олигархи, стоящие за правительством.
Вот только некоторые обязательства, которые взяло на себя правительство Яценюка для получения кредита.
Прежде всего, это прекращение субсидирования НАК «Нафтогаз». Если в 2014 году дефицит компании составил 5,7% ВВП, то к 2017 году его планируют свести к нулю. Именно для этого власть затеяла катастрофическое повышение тарифов на газ, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги.
Напомним, что к апрелю 2017 года средневзвешенный тариф на электроэнергию для населения с нынешних 35,58 коп./кВ-ч будет повышен в 3,5 раза до 122,83 коп./кВ-ч.
С 1 апреля 2015 года установлены следующие цены на газ для населения. Льготная цена в размере 3,6 тыс. грн за 1 тыс. кубометров будет установлена для домохозяйств, потребление природного газа которыми не превысит годовой лимит в 2,4 тыс. кубометров. В максимуме такое домохозяйство будет платить в год 8,64 тыс. грн, а в месяц — около 720 грн. Для сравнения, сейчас одно такое домохозяйство платит за газ в месяц до 120 грн, а те домохозяйства, где газ используется только для приготовления пищи, например, в городских квартирах — 20-35 грн в месяц.
Для тех домохозяйств, которые не впишутся в 2,4 тыс. куб. м, будет установлена цена в размере 7178 грн за 1 тыс. кубов сверх лимита, а с учетом стоимости транспортировки облгазами, целевой надбавки и некоторых других расходов, тариф превысит 10 тыс. грн за 1 тыс. кубов. Больше всего при этом пострадают жители газифицированных домов в сельской местности, где газ используется для отопления и прочих хозяйственных нужд. Огромный удар будет нанесен по мелким фермерским хозяйствам, что крайне негативно скажется на обеспечении страны продовольствием. Льготный объем в размере 200 кубов на человека в отопительный сезон не спасет из-за своей смехотворной величины.
С 1 апреля 2015 года будет поднята и стоимость тепловой энергии с нынешних средних 375 до 625 грн за 1 Гигакалорию. В апреле 2016 года тепловая энергия должна рассчитываться, исходя из 75% цены газа, а с 1 апреля 2017 года — 100% цены голубого топлива. В итоге стоимость отопления средней квартиры может достигнуть 5000 гривен в месяц, причем это в сегодняшних ценах, хотя в 2015 году прогнозируется среднемесячная зарплата в размере 3990 грн. Это происходит на фоне девальвации гривны, которая раздувает стоимость газа и тепловой энергии. Иными словами, проблему, вызванную дороговизной газа, инфляцией и девальвацией, перекладывают на плечи рядовых граждан, хотя в этом повинны не они, а власть и капитал.
К тому же, перекрыть дефицит «Нафтогаза» резким, даже катастрофическим ростом тарифов едва ли удастся, как минимум, по двум причинам. Во-первых, курс доллара, а следовательно, гривневая цена газа и тепловой энергии непредсказуемы. Во-вторых, такие тарифы являются неадекватными доходам граждан, которые просто не смогут их оплачивать из-за отсутствия денег. По последним данным, долг населения Украины за оплату жилищно-коммунальных услуг уже достиг 14,7 млрд грн, а средний срок задолженности составляет 4,5 месяца, и это только начало. А на субсидии рассчитывать не стоит. Народ просто прекращает платить, и правильно делает!
Словом, такое повышение тарифов — это афера, чреватая непредсказуемыми социальными последствиями. Уже раздаются истеричные вопли о том, что неплательщиков следует взять к ногтю. Подобные «эксперименты» в воюющей стране, где значительная часть мужского населения получила и продолжает получать настоящий боевой опыт, — это прямой путь к деструктивному хаосу, ведущему к уничтожению государства и превращению территории в «Путинляндию».
Кроме повышения тарифов ЖКХ, правительство взяло на себя еще ряд обязательств. В частности планируется сократить количество государственных служащих на 20%, а бюджетников — на 3%. Где этим людям искать работу — власть не особо интересует...
Предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста на пять лет для женщин, которым назначаются льготные пенсии по возрасту и пенсии за выслугу лет. На пять лет увеличен страховой стаж, необходимый для назначения таких пенсий, и для мужчин, и для женщин. Кроме того, для отдельных категорий на пять лет увеличиваются требования к необходимому стажу выслуги лет. Временно, с 1 апреля 2015 года до 1 января 2016 года, ограничены выплаты пенсий работающим пенсионерам, которым будет выплачиваться пенсия в размере 85%, но не менее 1423 грн. Впрочем, есть обоснованное подозрение, что сейчас власть бросила пробный камень и наблюдает за реакцией общества на такой антиконституционный шаг, как явное массовое сокращение доходов малообеспеченных слоев населения, и если общество это «проглотит» такие меры, то перечень ограничений могут продлить.
Есть еще некоторые пенсионные нововведения. Размер пенсий для работающих судей и госслужащих ограничивается 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособного лица и не может превышать 9490 грн. Кроме того, до 1 мая должен быть подан законопроект о пересмотре специальных пенсий как таковых и их ликвидации в случае, если до 1 июня этот законопроект не будет принят. Последняя мера более чем спорная, особенно для так называемых научных пенсий. Также возможная отмена специальных пенсий для госслужащих, особенно рядовых и низкооплачиваемых, приведет к тому, что будет упразднен, пожалуй, последний легальный мотив для честной службы, но зато увеличатся коррупционные риски.
Подобные меры, по ряду оценок, позволят снизить дефицит Пенсионного фонда менее чем на 4 млрд грн. Конечно, это немало, но особой погоды не делает, поскольку дефицит Пенсионного фонда исчисляется в десятках миллиардов.
Существенный взнос в доходную часть бюджета должно внести увеличение ренты на добычу газа с 20% до 70%. Правда, по ряду оценок, это ударит, прежде всего, по государственной компании «Укргазодобыча», которая обеспечивает львиную долю снабжения газом населения и ЖКХ. Тем самым еще более обострится ситуация в государственной газодобыче, являющейся важнейшим фактором национальной безопасности.
Эти и другие меры, направленные на «затягивание поясов» и сокращение расходов, повторим, по мнению чиновников Кабмина и МВФ, направлены не только на стабилизацию государственных финансов, но и на обеспечение экономического роста. Ожидается, что они позволят сократить дефицит платежного баланса до 1-1,5% ВВП, а инфляция с 25-27% в 2015 году сократится до 10% в 2016 году и до 5% в 2017 году. Валютный курс правительство намеревается стабилизировать на отметке 21,7 грн за 1 доллар, как это предусмотрено бюджетом на 2015 год.
А самое главное, если верить МВФ и Кабмину, падение ВВП, с его нынешними оценочными значениями в 7-10%, к середине 2015 года должно прекратиться, а в 2016-2017 годах рост экономики должен составить 4% ежегодно. Все это напоминает известную поговорку о том¸ как «дурень думкою багатіє».
Правда, в самом правительстве указанные условия предоставления кредита МВФ не считают ни фискальными, ни жесткими. По крайней мере, если верить первому заместителю министра финансов Игорю Уманскому, который в интервью газете «Сегодня» заявил: «Нам удалось изменить подход Фонда к философии программы, ведь она была жестко фискальная. И это классическая методологическая ошибка подхода Фонда к реципиентам, получателям их помощи. Обычно МВФ помогает странам, которые имеют проблемы с платежным балансом бюджета. Как правило, решается это в краткосрочный период путем сокращения расходов, социалки. Но в случае с Украиной исключительно этот путь выхода из кризиса нецелесообразен. Мало заниматься выравниваем ситуации на монетарном поприще — нужно решать системные экономические проблемы, которые тянутся с 2009 года. И реализация задач усложняется, так как на востоке страны идет война. Поэтому нам и понадобилась четырехлетняя кредитная программа МВФ. Теперь из экономического кризиса Украина будет выходить иначе: реформы будут сложными, но менее шоковыми. Нам удалось договориться с Фондом убрать из Меморандума МВФ многие требования по сокращению зарплат, соцрасходов. Сейчас Украина наконец сможет говорить о возможностях привлечения инвестиций. Ведь если Фонд продолжает сотрудничество с проблемными странами — это зеленый свет для других источников, поскольку иностранцы получают подтверждение платежеспособности страны-должника».
Действительно, в Украине нет таких «обрезаний» зарплат и пенсий, других выплат, как это было, например, в Греции и ряде других стран при выходе из кризиса. В Греции резались на корню разного рода 13-е и 14-е зарплаты, премии, включая прездничные, надбавки и многие другие, часто совершенно незаслуженные доходы, которые там были обусловлены коллективными договорам и едва ли не утверждены законодательно. Подобные, но в несколько меньшей степени, меры применялись в ряде других стран.
Отличие Украины состоит в том, что здесь просто нечего урезать, поскольку зарплаты и пенсии являются издевательски мизерными. После обвала курса гривны Украина по уровню ежедневной зарплаты пропустила вперед такую «крутую» страну, как Гана. Сейчас Украина балансирует на грани нищеты, которая, следуя подходу Всемирного банка, наступает при доходах менее 1,25 доллара в день на человека.
И не следует верить в широко распространенные басни о некоем теневом рынке, на котором существуют некие мифические высокие зарплаты. Оборачивающиеся на теневых рынках капиталы разнокалиберных олигархов, криминалитета, чиновников и прочих «хозяев жизни» следует отличать от теневых доходов рядовых граждан, которые столь же мизерны, как доходы в официальном секторе. Вывод из тени доходов простых граждан ничего не даст, но чреват резким социальным обострением.
А с мнением первого замминистра финансов Уманского полностью согласиться трудно. Действительно, предполагаемые «рехвормы» нельзя назвать фискальными в прямом смысле этого слова. Кроме некоторых новых и малоэффективных «наездов» на доходы граждан в виде, например, налога на недвижимость и некоторых пенсионных нововведений, а также кроме резкого увеличения ренты на природопользование, что действительно задевает интересы крупного капитала, ничего «фискального» в буквальном смысле не предлагается.
Фискальные меры должны быть направлены, прежде всего, против олигархии. Заключаться они должны, главным образом, не в увеличении налогов, которые в Украине и так велики, а в возврате ранее вывезенных из страны, по сути, награбленных капиталов. Также уже давно перезрел вопрос прекращения дальнейшего вывода капиталов из страны через низконалоговые зоны, но реализация соответствующих мер тормозится «новой демократической» властью точно так же, как это было при Януковиче, поскольку и те, и эти выражают интересы тех или иных олигархических кланов, то есть классовая суть их одинаковая. Западу, интересы которого выражает МВФ, тоже крайне невыгодно, если на фоне нескончаемого кризиса, обостренного санкциями против России, из западных банков начнется отток украинских капиталов, а приток награбленного из Украины прекратится или резко сократится.
И все же предлагаемые меры по отношению к подавляющему большинству рядовых граждан являются именно фискальными, точнее экпроприационными, поскольку речь идет о диком — на сотни процентов, в разы! — повышении тарифов ЖКХ на фоне галопирующих цен на основные продукты питания и товары первой необходимости, для которых декларируемая инфляция в 26% уже давно и безнадежно превышена.
Итак, правительство и МВФ полагают, что «затягивание поясов» и сокращение расходов обеспечат экономический рост. И это при том, что в стране война, конца которой не предвидится! Но даже если бы войны не было, политика жестокой экономии, ограничения доходов населения и расходов государства в принципе ведет не к росту, а наоборот, к падению экономики, что подтверждается практикой и признается уже в самом МВФ.
А ведь на самом Западе последствия кризиса 2008-2009 годов, который получил уже название «Великой Рецессии», преодолевались совершенно противоположными методами! Именно такие, противоположные нашим, методы выхода из кризиса МВФ рекомендовал странам Европы. Правительства большинства стран ЕС в 2009 году увеличивали государственные расходы за счет долгов, стремясь таким образом стимулировать возобновление экономического роста. Собственно, это прописано даже в учебниках по западной Economics: при экономическом спаде на фоне снижения доходов государство должно увеличивать расходы, в том числе наращивая долги, и снижать доходы, чтобы стимулировать экономический рост.
Правда, в Украине применение подобной методы «в лоб» невозможно, поскольку Европа оперирует резервной валютой, в терминах Маркса, «мировыми деньгами». Украина же может «похвастаться» только «сверхмягкой» гривной, практически полностью дискредитированной, как это некогда произошло с купонокарбованцем. Но в эти подробности вдаваться сейчас не будем.
Сейчас для нас важно то, что требования МВФ, под которыми подписалось правительство Украины, дискредитированы и диаметрально противоречат практике Запада. Ведь политика «затягивания поясов» во время кризиса не принесла успеха ни в одной стране и только углубляла экономический спад. Если в странах «ядра Европы», то есть в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, признаки рецессии обозначились только в 2012 году из-за общего ухудшения экономической ситуации в Европе и в мире, то у так называемых «свиней», то есть в Португалии, Ирландии, Греции и Испании (PIGS), экономический спад начался именно тогда, когда правительства перешли к режиму жесткой экономии. Позднее к ним присоединилась Италия, превратив эту категорию в «большую свинью» — PIIGS.
Недавно в СМИ появились данные Берлинской школы экономики и права, согласно которым, в 2013–2020 годах жесткая фискальная политика в зоне евро ежегодно будет сокращать до 3% ВВП, а в странах PIIGS — 4-11%.
Увеличение налогового давления приводит к сокращению предпринимательской активности и падению платежеспособного спроса. Компенсировать потери частного сектора, прежде всего малого и среднего бизнеса, государства Европы не в состоянии из-за отсутствия сколько-нибудь серьезных инвестиций, способных создать рабочие места, сгенерировать поступления в бюджет и рост ВВП. Ожидается, что бюджетная экономия с еврозоне приведет к совращению числа занятых на 2%, то есть примерно на 3 млн человек, а в Ирландии и Греции — на 5%. В свою очередь, рост безработицы повлечет дальнейшее сокращение потребительского спроса и увеличение, а не сокращение, социальных расходов на пособия по безработице, субсидии и так далее, а ВВП будет сокращаться, а не расти. Также падение экономики будет увеличивать, а не уменьшать дефицит бюджета и государственный долг. Таким образом, возникает и разворачивается своего рода спираль ухудшения социально-экономической ситуации, которая провоцирует рост социально-политической нестабильности даже в «спокойной» Европе. А что тогда говорить об Украине, где идет война!..
В применении к Украине можно сказать, что выжимание из граждан последних грошей через катастрофический рост тарифов в совокупности с огромным ростом цен на продукты питания и товары первой необходимости окончательно убьет потребительский спрос и приведет к дальнейшему падению экономики. А потому ожидать экономический рост просто глупо!
Самое забавное, что пагубность программ бюджетной экономии признают серьезные экономисты, включая функционеров МВФ. Так, главный экономист МВФ Оливье Бланшар еще в 2012 году витиевато, но недвусмысленно заявлял: «Слишком быстрая отмена фискальных стимулов (снижение налоговых ставок, налоговые каникулы, сокращение взносов в социальные фонды) в странах, где производство и без того сокращается, может продлить рецессию, не обеспечивая ожидаемой бюджетной экономии. Это особенно справедливо, если консолидация (уменьшение дефицита бюджета) сосредоточена на урезании государственных расходов и если масштаб консолидации значительный».
Еще раз подчеркнем, все это сказано для «спокойной» Европы. Между тем в Украине полыхает война, страна подвергается внешней агрессии на фоне крайнего обострения внутренних социальных проблем. А нам МВФ и правительство Яценюка под видом «гениальной экономической программы» под проценты, пардон за грубость, «впаривают фуфло», которое в Европе не выдерживает критики!
Автор: Александр Карпец