Интересные результаты исследований начали публиковаться по окончании периода, которому можно дать название «порошенковщина»... Буквально в марте нынешнего года центр социальных исследований «София» публиковал результаты опроса, согласно которому 47% опрошенных в быту общаются на украинском языке, а 28,3% — на русском.
Любопытно, что львиная доля оставшихся почти 25% народонаселения, а именно 16%, признали, что они общаются не на польском или венгерском, само собой, не на языке Шекспира, а на так называемом суржике. Но это так, к слову...
Но прошел всего квартал, и за этот отчетный период языковая ситуация резко изменилась, по крайней мере, если сравнить указанные выше данные с результатами исследования социологической компании TNS, опубликованными на днях.
Согласно этим данным 35% граждан считают родным языком русский. Таким образом, недавние уверения режима Порошенко в том, что, дескать, русские составляют всего 17%, а потому являются меньшинством, есть ложь, а точнее брехня.
К тому же в очередной раз подчеркнем, что русский и русскоязычный — это далеко не одно и то же в том смысле, что существует масса граждан, говорящих по-русски, но русскими не являющимися. Более того, подавляющее их большинство не являются «ватниками», «москалями», «агентами Кремля», «пятой колонной»... Какие там еще ярлыки навешивают наши оголтелые патриоты? Например, разного рода украиномовные «свинарчуки», обворовывающие страну и армию во время войны.
Да и само понятие «родного языка» весьма размыто и относится к лирическим сферам. Точнее будет говорить о языке, который индивид считает «своим», которым чаще всего пользуется, на котором думает... Наконец, к которому «душа лежит»! Впрочем, последнее тоже из сферы лирики.
Автор этих строк имеет украинско-белорусско-польские корни и не имеет ни капли «исконно русского», украинским владеет свободно и «без жодних проблем»... Но «своим» языком считает русский. Почему?..
«А по кочану !».
Право такое есть, конституционное, согласно Всеобщей декларации человека и гражданина, просто естественное право, известное еще со времен европейской античности.
Кстати, интересная аналогия. В Ирландии, кроме доставшегося в наследство от 800-летнего (!) английского владычества английского языка, есть еще ирландский гельский язык, относящийся к гойдельской подгруппе кельтских языков, на котором свободно говорят в повседневности около 1,5% населения Изумрудного Острова. Остальные используют английский. Но попробуйте среднестатистического ирландца назвать англичанином, и можно «получить по голове», ибо эта публика отличается крайней степенью патриотизма, имеющего глубокие исторические причины, вдаваться в которые не будем.
Впрочем, вернемся к опросу фирмы TNS (Кантар-Украина).
Повторим, 35% населения считают родным русский язык.
А 63% считают родным украинский. И таки тоже имеют право.
Но вот дальше — очень интересно...
Оказывается, дома и на работе русским и украинским пользуются в равной степени в соотношении 49 на 49 процентов! На работе — ладно, а дома-то чего, если у тебя родной украинский?
Далее — не менее забавно.
Украинский язык доминирует в сфере формального общения — в учебных заведениях (53%), а русский преобладает в неформальном общении — с друзьями, знакомыми (52%) и в Интернете (56%).
Таким образом, искусственно насаждаемая украинизация привела к тому, что украинский становится языком официоза, а в свободном режиме очень многие предпочитают говорить по-русски.
Сплошь и рядом имеет место ситуация, когда на занятиях в учебных заведениях говорят по-украински, а вне занятий — по русски. Дошло до того, что в приказном порядке учителям и ученикам запрещают в стенах школы, но не в учебное время, а, например, на переменах, говорить по-русски между собой. Спрашивается: а с какого перепугу? В вожделенной Европе такие фокусы не прошли бы! Ничего хорошего в этом нет, поскольку таким образом формируется, мягко говоря, не слишком благожелательное отношение к украинскому языку.
Излишним будет говорить, что украинский чаще используют на западе и в центре страны, а русский язык — на востоке, на юге и в крупных городах.
Интереснее другое. 31% опрошенных считает, что преподавание русского языка следует вернуть в школы, а 15% выступают за предоставление русскому языку официального статуса. О формальном статусе говорить сейчас не будем, но вопрос о преподавании поставлен совершенно уместно.
Как видим, изжить русский язык нашим люмпен-патриотам не удалось и не удастся никогда. По-русски говорили и говорить будут. Но поскольку правильный, грамотный, литературный русский язык в Украине не изучается, то он превращается в некую «феню», особенно среди молодежи, которая по-русски говорит коряво, а если еще и писать начинает, то на это смотреть без содрогания обычно нельзя.
На эту тему недавно случился анекдот. Известный отечественный хапуга-меценат Виктор Пинчук на награбленные в родной стране средства недавно притащил аж из самого Йельского университета (США) некоего профессора. Пинчук полюбляет заниматься такой меценатской, на хрен никому не нужной показухой. Ну типа он не просто барыга, а продвинутый, так сказать, социально ответственный. Лучше бы вернул награбленное! Но мы сейчас о другом...
Профессор же американский во время выступления в Украине разразился идеей следующего содержания. Предложил развивать украинский русский язык, вроде американского и австралийского диалектов английского языка, чтобы разрушить монополию России на русскокультурную среду.
Не, ну что-то в этом есть. В который раз напомним, что значительная часть русской культуры в широком смысле, включая словесность, создавалась в Украине и/или выходцами из Украины, а потому отдавать Москве монополию на этот культурный пласт есть сиволапое хуторянство, на которое только и способна львиная доля отечественных люмпен-патриотов. Так что американский профессор прав в части устранения монополии Москвы на все русское.
Да только Украина не Америка, основанная разными отбросами и бандитами, слегка разбавленными высокообразованными «отцами-основателями», начитавшимися философов Просвещения. Тем более Украина не Австралия, заселенная потомками каторжников, сосланных Британской Короной в целях перевоспитания после совершения особо тяжких преступлений.
В Украине еще остался значительный процент людей, преимущественно с советской подготовкой, которые весьма и весьма грамотны в сфере русской словесности и в этом качестве могут даже поучить Москву, не говоря уже о российских окраинах.
Впрочем, не будем сильно строгими к американскому профессору, который по невежеству своему Йельскому влез со свиным рылом в калашный ряд. Очевидно, он хотел, как лучше. Как гласила американская поговорка времен захвата Дикого Запада: не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет!
Любопытно, что если типа проевропейский запад Украины настаивает на единственном, украинском государственном языке, что, мягко говоря, отнюдь не соответствует европейским взглядам на жизнь, то жители юга и востока страны более по-европейски либеральны, ибо согласны на два государственных языка.
Здесь мы подходим к самому, пожалуй, главному, а именно к одиозному закону о языках, который вызвал скандал внутри страны и, мягко говоря, непонимание в той же самой Европе.
По мнению 17% опрошенных, закон о языке ущемляет права людей, которые общаются не на украинском. Поводом для споров и конфликтов новый закон о языке считают 14% респондентов. Также 23% респондентов негативно относятся к новому закону, а 42% — положительно. Остальные — нейтрально либо затруднились ответить.
От себя отметим, что львиная доля «нейтрально-затруднившихся» просто предпочли не высказывать свое мнение в условиях того нацюковского шабаша, который имел место в стране в последнее время.
Вопрос следует закрыть легко и просто — путем отмены этого закона. Можно как угодно относиться к таким одиозным персонажам, как Кивалов и Колесниченко, но их редакция закона, существовавшая ранее, является куда более европейской и соответствующей базовым правам человека, как их понимают в развитом мире!
По последним данным, 50 депутатов уже обратились в Конституционный Суд с представлением о признании языкового закона неконституционным, каковым он и является, и чтобы понять это, достаточно открыть Конституцию в соответствующем месте. Будем надеяться, что КС примет правильное решение.
А еще надо срочно отменить ту, пардон за грубость, херню, которую недавно Кабмин утвердил в качестве украинского «правопису» и вернуть нормальный, человеческий украинский язык.
От себя же отметим, что языковой закон не работает и работать не будет никогда, даже если люмпен-патриотствующая публика повыскакивает из трусов!
И еще. В Украине всегда было совершенно нормальным явлением, когда в ходе беседы один говорит по-русски, а другой — по-украински. Это совершенно не мешает им понимать и уважать друг друга, оставаясь патриотами своей земли, на которой они родились.
Но как только появляется разного рода «патриотствующая сволочь» и звучит поросячий визг с соответствующими обвинениями, начинается раскол или то, что по-украински называется «розбрат».
Отсюда следует простой вывод: эту «патриотствующую сволочь» надо изолировать от Украины!
Можно даже предложить действенный способ такой изоляции: передать эту публику Путину, поскольку на необъятных просторах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера места для такой изоляции более чем достаточно!
Пущай преподают новый «правопис» белым медведям! Мишкам будет интересно...
Автор: Александр Карпец «Фраза»