Раньше главным из них был отказ Фонда госимущества (ФГИ) признать ООО «Нортима» победителем конкурса, не имея на то ни малейших оснований. Абсурдно считать таковым заявление Премьер–министра Юлии Тимошенко о том, что, по ее мнению, среди участников аукциона существовал сговор с целью уменьшить конечную цену предприятия. В подобных случаях народная пословица советует креститься, если что-то кажется. К тому же, почти сразу все 3 претендента на победу официально опровергли это измышление Тимошенко.
Но наиболее красноречивым свидетельством того, что «не все ладно в датском королевстве», стал явно разнервничавшийся и.о. главы ФГИ Д. Парфенеко с дрожащими руками. Именно таким он предстал перед журналистами сразу же после принятия неправомерного решения о непризнании результатов конкурса. Это уже потом все узнали о телефонном звонке премьера и ее распоряжении совершить подобное беззаконие. А тогда Парфененко своим видом очень напоминал руководителя ГКЧП Г. Янаева на его знаменитой пресс-конференции. И всем сразу стало понятно, что у «Нортимы» попросту украли победу в аукционе. Но это были еще цветочки.
Спустя 10 дней с заявлением выступил российский бизнесмен К. Григоришин, предприятие которого ООО «Фрунзе–Флора» также боролось за победу. Он рассказал, что внесенный им залог в размере 400 млн. грн. для участия в конкурсе по продаже ОПЗ до сих пор не возвращен. Между тем, К.Григоришин встречался с Тимошенко накануне аукциона, и она лично гарантировала ему в случае поражения возврат залога в течение 3-х дней. По истечении этого срока бизнесмен забил тревогу. Тогда ему от имени премьера сообщили, что денег в бюджете нет, поэтому залог вернут только в том случае, если МВФ выделит деньги Украине, и если от них что-то потом останется. Произойдет это не раньше конца ноября нынешнего года.
Еще через несколько дней с аналогичным заявлением выступила и компания «Нортима». В данном случае речь уже идет об откровенном и циничном издевательстве со стороны Кабмина и ФГИ: мало того, что компанию противозаконно отказались признать победителем конкурса по продаже ОПЗ, так ей еще и не возвращают 400 млн грн, внесенных в качестве конкурсной гарантии. В заявлении подчеркивается, что «государство не имеет ни юридического основания, ни морального права пользоваться нашими денежными средствами». Тут «Нортима», с точки зрения автора, несколько ошибается. Совершенно же очевидно, что их деньгами, как и средствами Григоришина, уже попользовались – они полностью израсходованы на нужды госбюджета, колоссальный дефицит в котором возник вследствие бездарной и губительной для страны экономической политики правительства Тимошенко. Поэтому конкурсные гарантии возвращать никто не собирается, да и взять средства неоткуда.
Выходит, приватизация ОПЗ, которую раньше просто считали позором Украины, изначально и задумывалась Тимошенко как криминальная афера по присвоению денег участников конкурса?!
Наверняка многие знают такой анекдот из серии «черного» юмора: «Следователь Порфирий Петрович стыдит Раскольникова за то, что он убил старуху–процентщицу, хотя нашел у нее всего 20 копеек, а гордый Родион ему отвечает: «Э, не скажите. Одна старушка, конечно, всего 20 копеек, зато 5 старушек – уже рупь!». Вот по этой же методике и решила действовать кандидат экономических наук Тимошенко, чтобы хоть как-то наполнить бюджет. Ведь благодаря ее титаническим усилиям, он не только сильно истощился, но и изрядно прохудился во многих местах. Причем, залатать эти дыры практически невозможно.
А, что, замысел достаточно изящный: широко разрекламировать долгожданную приватизацию ОПЗ, собрать как можно больше ее участников, затем под любым предлогом отменить итоги конкурса (сказать, например, что премьера посетило видение о махинациях участников, наподобие второго сна Веры Павловны из романа «Что делать?»), а залоговые деньги не вернуть. Безусловно, кому-то из участников конкурса отдавать их средства пришлось бы. Например, авторитетным и крупным зарубежным инвесторам, наивно поверившим в открытую, честную, главное – «красивую приватизацию» в исполнинии Тимошенко (грандиозный скандал мирового уровня накануне президентских выборов совсем не нужен). Да и с структурами, приближенными к Кремлю, конфликтовать не надо - ведь ссориться с Владимиром Владимировичем будет себе дороже. Но большинство участников, а уж, тем более, свои, украинские, перебьются.
Ранее сообщалось, что интерес к покупке ОПЗ проявили 14 компаний. Допустим, они бы все подали заявки и внесли залог. Возвращать деньги пришлось бы, максимум, 4-м из них. Значит, 400 млн грн х 10 = 4 млрд грн. А это стартовая цена завода, к тому же он все-равно остается в госсобственности. Фактически, колоссальная сумма должна была достаться Кабмину просто так, в качестве подарка, если следовать нашему предположению? Недаром премьер так яростно билась за проведение конкурса с Президентом Виктором Ющенко и с судами, осмелившимися приостановить его проведение. Да, получилось не так, как хотелось, но и 800 млн грн на дороге не валяются. Тем более в столь сложные времена.
Между тем, именно на госбюджет ляжет вся тяжесть выплат штрафных санкций по будущим судебным решениям, поскольку и «Нортима», и «Флора–Сервис» могут подать иски к ФГИ. Суммы намечаются крупные – штраф рассчитывается, исходя из двойной ставки рефинансирования НБУ (сегодня это 12 %) за каждый день просрочки, плюс убытки, определенные истцами, курсовая разница и т.п. Все это придется компенсировать.
В Уголовном кодексе Украины такие деяния Тимошенко четко квалифицируются, как «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением» (статья195). Если уж быть более точным, то ее частью 5 – действия, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой. И наказывается это лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и с конфискацией имущества.
Понятно, что у нас Премьер–министра не осудят, хотя по Конституции перед Законом все равны, да и на Майдане ежедневно обещали «Бандитам–тюрьмы!». А вот, например, в Израиле не побоялись в 2007 году открыть уголовное дело даже против Президента страны. Зато теперь хорошо понятно, какое «светлое будущее» ожидает всю Украину, в случае избрания Тимошенко главой государства.