Это и ряд других требований, содержащихся в документе, по мнению экспертов, являются заведомо невыполнимыми и призваны не допустить пересмотра действующих договоренностей.
В пятницу на нескольких украинских интернет-порталах появился текст российского варианта Соглашения между правительством РФ и Кабинетом министров о сотрудничестве в газовой сфере. Источник, близкий к правительству РФ, подтвердил, что «в целом документ соответствует реальности».
В нем восемь статей, в которых говорится в основном о гарантиях со стороны Украины.
Киев должен будет гарантировать неприкосновенность природного газа и «объектов газотранспортной системы» (ГТС), принадлежащих российской стороне и размещенных на территории Украины, и эта «собственность не может быть подвергнута принудительному изъятию».
Украинская сторона обязана также по первому требованию обеспечивать беспрепятственный доступ к своей ГТС со стороны международных экспертов. Соглашение подразумевает, что все споры должны решаться в Арбитражном суде Москвы, и при этом Украина «безусловно и безотзывно отказывается от любых иммунитетов, данных ей международным правом».
Нормы соглашения действуют до 2030 года с правом пролонгации еще на пять лет неограниченное количество раз.
В «Газпроме» говорят, что объектами ГТС Украины не владеют, и смещают акцент в соглашении на природный газ, который не должен быть потерян в случае «передачи права собственности».
Напомним, на прошлой неделе Россия и Украина обменялись проектами нового межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере. В Минтопэнерго уже заявили, что российский вариант проекта соглашения не является ни окончательным, ни согласованным. Его принятие сделает практически невозможным пересмотр газовых контрактов от 19 января, а именно этого добивается украинская сторона.
Киев настаивает на включении в соглашение возможности для Украины покупки газа в реально необходимых Киеву объемах с ежемесячной корректировкой. При этом Украина требует распространить принцип take or pay на транзит российского топлива, обязав таким образом «Газпром» прокачивать законтрактованные объемы газа. В российском варианте этих предложений нет, поскольку в «Газпроме» отмечают, что принцип take or pay не применяется в транзитных договорах нигде в мире.