
Российская экономика стагнирует. Рассчитываемый Ассоциацией менеджеров и публикуемый РБК daily индекс деловой активности (ИДА) с начала года вырос всего на 2%, что ниже, чем официальные оценки темпов роста ВВП с января по сентябрь. Если цены на нефть начнут снижаться, деловая активность не только замрет, но начнет активно снижаться. Но пока на руку предпринимателям играют снижение курса рубля и низкая инфляция.
Сентябрь подвел
Сентябрь - месяц, в котором традиционно наблюдается увеличение деловой активности. В этом году сентябрь не в полной мере оправдывает ожидания. Результаты исследования показали, что мировые финансовые проблемы в полной мере затрагивают и Россию. Второй месяц не наблюдается положительный рост интегрального ИДА - он опять снизился на 0,5%, до 187,6 пункта. Динамика роста индекса упала, но не столь сильно, как в августе, когда потери составили 0,6%.
По итогам сентября индекс откатился примерно на уровень мая 2011 года, когда его значение было 187,4 пункта. Неопределенность развития экономики столь высока, что понадобится не один месяц для восстановления.
Можно констатировать, что стагнация деловой активности в стране продолжается и активно поддерживается неопределенностью как в мировой экономике, так и в российской политической жизни в преддверии парламентских и президентских выборов. Индекс предпринимательских оценок и ожиданий продолжил свое августовское снижение, скорректировавшись на 0,3%. Лидером роста продолжает оставаться торговый индекс, увеличившись на 1,7%, на 1% вырос промышленный индекс, финансовый индекс опять снизился на 0,7%, но не так сильно, как в августе, когда он скорректировался на 2,5%, потребительский индекс продолжил стагнировать, подрастая на 0,1%, индекс ресурсной базы вырос на 0,9%.
В относительном выражении по сравнению с августом динамика роста всех индексов улучшилась, за исключением индекса предпринимательских оценок и ожиданий, но это в основном следствие низких показателей августа. При этом потребительский индекс практически не изменился, а динамика индекса предпринимательских оценок продолжила снижение, что говорит о том, что бизнес готовится к тяжелым временам. Результаты ИДА подтверждают, что восстановление экономики идет, но гораздо меньшими темпами, чем об этом заявляют официальные власти.
Благополучие российской экономики держится на высоких ценах на сырье. Как только в августе стало ясно, что ситуация в мировой экономике может резко ухудшиться и цены на сырье могут снизиться, ИДА мгновенно отреагировал своей коррекцией. Один из острых вопросов - возможность и необходимость QE3, очередной эмиссионной программы ФРС. Но решить долговую проблему в ЕС, США, Японии и ряде других стран сегодня невозможно без падения уровня жизни населения, поскольку 30 лет этот уровень жизни увеличивали путем наращивания долга, который достиг запредельной величины.
Для России ключевым вопросом становится улучшение инвестиционного климата, чтобы компенсировать прогнозируемое снижение нефтедолларовых поступлений в бюджет. Необходимо стимулировать российских производителей, а как это сделать, если, даже по оценке Минэкономразвития, курс рубля завышен как минимум на 10%. С учетом огромного разрыва между импортом и отечественным производством и более долгосрочных рисков через два года Россия может уйти к отрицательному сальдо по текущим операциям.
Если оценивать конкурентоспособность отечественной экономики, то ясно, что она имеет макроэкономическое проявление в виде балансирования внешней торговли. Налицо признаки того, что положительное сальдо торгового баланса держится только на экспорте сырья, растет импорт, это говорит о том, что при нынешнем курсе валюты отечественные товары становятся менее конкурентоспособными, а отечественные потребители имеют больше возможности потреблять более дорогой импорт.
Эта ситуация угнетает экономическую активность, в России идет серьезное замедление экономического развития, признаваемое даже официальными властями. При нынешнем курсе рубля можно загнать экономику в такую же ситуацию, в какой она оказалась в конце 1997 года, когда также искусственно удерживался курс рубля. Это привело к тому, что экономика пришла в то состояние, когда появилось отрицательное сальдо торгового баланса и начался открытый спад. В нынешних условиях Россия может пострадать сильнее, чем те страны, которые меньше зависят от мировой конъюнктуры.
Формально экономический рост присутствует - 3,7% по первому полугодию, и Россия к началу следующего года компенсирует спад 2009 года. Однако из кризиса страна не вышла, поскольку экономика осталась в прежнем положении. Например, это подтверждается тем, что резкое повышение цен на нефть не привело к ожидаемому повышению темпов экономического роста. Напротив, все это сопровождается продолжающимся спадом реальных доходов населения, за семь месяцев данный показатель сократился на 1%.
На рынках капитала налицо признаки превращения фондового рынка в чисто спекулятивную площадку. В сентябре отток капитала из фондов, инвестирующих в акции России и стран СНГ, продолжился. Россия остается единственным рынком, где пока наблюдается чистый приток в размере 1,45 млрд долл. с начала года. Однако волатильность этого параметра огромна. Для всех ориентированных на Россию фондов последние три недели по динамике оттока оказались хуже, чем самые сложные периоды кризисного 2008 года, когда инвесторы избавлялись от своих акций.
Не хватает инвестиций
Данные по составляющим ИДА подчеркивают нарастающую актуальность решения проблем привлечения инвестиций, улучшения ситуации на финансовом рынке, укрепления ресурсной базы, а главное - повышение доверия бизнеса к власти. Инвестклимат в стране в целом остается неблагоприятным, что не позволяет индексу показывать докризисные результаты. России нужен рост инвестиций в основной капитал на уровне 9-10% в год. Однако с января по август рост показателя составил 4,1%, а по итогам года он вряд ли превысит 6%.
Сейчас наблюдается достаточно низкая инвестиционная активность, однако показатели уже лучше, чем в начале года, когда было падение на 1,5% в первом квартале. До кризиса инвестиции росли в динамике до 20% в год. Провал 2009 года в инвестициях ликвидирован. Однако инвестиции в строительство до сих пор ниже предкризисного уровня на 10%. Это говорит об одностороннем процессе восстановления инвестклимата, отток капитала снижает возможность привлечения ресурсов, необходимых для инвестиций.
Исследование показало, что требуемые темпы роста (не менее 6% ВВП в год) без реформ и смены модели экономического роста представляется весьма затруднительным. Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Для этого надо увеличить норму накопления с 18-20 до 35-40%. Однако это затруднительно при росте соцналога, когда предприниматели начинают уходить в тень. Необходимо ежегодно привлекать до 20% ВВП (более 270 млрд долл.).
Ресурсная база российской экономики стабильна, что подтверждается положительной динамикой ее развития. Темп прироста реального ВВП относительно первого квартала 2011 года во втором квартале с исключением сезонности низкий - 0,15%, при этом динамика год к году составляет 3,4%. Такие данные свидетельствуют о стагнации. Основной вклад в замедление экономической активности внесли обрабатывающая промышленность, строительство и торговля, вместе составляющие около трети ВВП.
Финансовый сектор пока стабилен. После резких колебаний августа рынки демонстрируют умеренную волатильность. Ставки межбанковского рынка, несмотря на недостаточный рост ликвидности, находились вблизи своих равновесных значений. До налогового периода они вряд ли будут меняться, а затем могут демонстрировать резкий рост, сопоставимый или даже чуть более сильный по сравнению с периодом августовских налогов.
Россия может упустить шанс реструктурировать свою экономику за счет высоких цен на энергоносители. Национальное бизнес-сообщество понимает это, именно поэтому индекс предпринимательских оценок и ожиданий после апрельского роста находится в отрицательной области. Риски связаны с необходимостью проведения сбалансированной политики в сфере регулирования тарифов монополий. Бизнес-сообщество чувствует существенную неопределенность, и даже общие позитивные результаты по ряду отраслей не позволяют говорить о факте выхода из кризиса. Он формально закончился, но стабильности нет.