Эти деньги будут взысканы в качестве компенсации за препятствование выходу мобильного оператора под брендом «Билайн» на украинский рынок.
Как все начиналось
История этого конфликта началась в 2004 году. Компании-совладельцы «Вымпелкома» (Altimo и Telenor) разошлись во мнении по поводу целесообразности его экспансии в Украину. Против выхода туда оператора выступал Telenor, несмотря на то что блокирование решений, связанных с развитием «Вымпелкома», угрожало снизить акционерную стоимость этого оператора, а значит, и самого Telenor. Аналитики указывали, что у Telenor имелась только одна причина не соглашаться с покупкой УРС: норвежцы контролируют «Киевстар» — лидера украинского рынка мобильной связи.
В 2005 году «Вымпелком» при поддержке Altimo все же приобрел УРС, которая начала предоставлять услуги под брендом «Билайн» весной 2006 года.
Судебные тяжбы
Справедливость взялась восстанавливать малоизвестная компания Farimex, являющаяся миноритарным акционером «Вымпелкома». В апреле прошлого года она обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к компании Telenor. В своем иске миноритарный держатель акций обвинил Telenor в воспрепятствовании сделке по приобретению УРС в 2005 году. Как пояснили в суде юристы Telenor, представители норвежцев в совете директоров «Вымпелкома» действительно высказались против сделки, обосновывая это завышенной стоимостью украинской компании, отсутствием бизнес-плана и непрозрачностью сделки. Представители Farimex, напротив, утверждали, что в результате блокирования Telenor решения о покупке акций УРС сделка была совершена с опозданием на год. «Если бы «Вымпелком» вышел на рынок сотовой связи Украины в 2004 году, то количество его абонентов увеличилось бы на 5 миллионов, и, учитывая среднюю цену одного абонента, стоимость ОАО «Вымпелком» составила бы на 3,8 миллиарда долларов больше, чем сейчас», — утверждали представители истца. В результате рассмотрения данного дела в судах Ханты-Мансийска и Омска эта цифра была снижена судьями, как известно, до 1,7 миллиарда долларов.
Исполнительный вице-президент, глава Telenor по Центральной и Восточной ЕвропеЯн Эдвард Тигесенутверждает: «Это решение суда существенно нарушает законные права и интересы Telenor как стратегического инвестора в России».
Опрошенные «ДЕЛОМ» участники телекоммуникационного рынка полагают, что Telenor сдерживал развитие конкуренции на рынке мобильной связи на пике его развития в 2004-2005 годах, препятствуя выходу сильного российского игрока на Украину. Скорее всего, норвежцы опасались того, что, выйдя на тогда еще зреющий украинский рынок мобильной связи, «Вымпелком» сможет отобрать у «Киевстара» часть абонентов. Кроме того, появление нового сильного конкурента наверняка спровоцировало снижение тарифов на связь, что также не было в интересах основного акционера «Киевстара».
Директор Киевского института проблем управления имени Горшенина, аналитик Кость Бондаренко полагает, что такая тактика Telenor в конечном счете сильно затормозила темпы и качество развития мобильной связи в Украине. По его мнению, отчасти именно Telenor несет ответственность за то, что тарифы на мобильную связь снижались крайне медленно. Управляющий партнер юридической фирмы «Солдатенко, Сытнюк и партнеры» адвокат Константин Сытнюк добавляет, что деятельность Telenor в Украине следует также изучить с точки зрения ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства Украины.Telenor— норвежская телекоммуникационная компания, крупнейшая в стране, один из ведущих международных инвесторов в секторе мобильной связи. Компании принадлежат 33,8% акций группы компаний «Вымпелком» и 56,5% акций «Киевстара».
Altimo— холдинговая компания, входящая в состав «Альфа-групп» и управляющая ее телекоммуникационным бизнесом. Помимо прочего, ей принадлежат 32,9% голосующих акций «Вымпелкома» и 43,5 % акций «Киевстара».