В нем Москва от имени производителей энергоресурсов предлагает Брюсселю как их потребителю совместно контролировать транзит энергоносителей, включая модернизацию газотранспортных систем, и разработать международные энергобалансы, опирающиеся на долгосрочные договоры поставщиков и покупателей энергии. Документ направлен в первую очередь против брюссельской декларации Украины и ЕС, изолирующей "Газпром" от украинского транзита, а в целом — на изменения в принципах энергореформы в Евросоюзе.
Президент России Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Финляндию заявил: "Энергетическая хартия и другие документы не разрешили ряд вопросов энергобезопасности, мы эти документы не ратифицировали и не считаем себя связанными этими решениями". После чего он пообещал "партнерам по G8, по G20, нашим партнерам по СНГ, ближайшим соседям, таким как Финляндия" представить "базовый документ, который определяет вопросы международного сотрудничества в сфере энергетики, включая и предложения по транзитному соглашению". Чуть позже его помощник Аркадий Дворкович раскрыл базовые принципы и проект "документа", призванного заменить собой Энергетическую хартию ЕС. Документ, пояснил он, содержит "три раздела: первый — принципы международного энергетического сотрудничества, второй — элементы соглашения о транзите, неотъемлемой частью которого станет договор о разрешении конфликтов, третий — перечень энергопродуктов, в который входят не только газ и нефть, а ядерное топливо, уголь, электричество".
Помощник президента пояснил, что в разработанном Россией документе "изменены многие принципы, добавлены новые принципы". Хотя господин Дворкович не упоминал Украину в своих комментариях, даже из них следовало, что инициатива России по замене Энергохартии во многом следствие событий января—марта на газовом рынке. Как рассказал газете "Коммерсант" один из разработчиков документа, основное его предложение — поставщики и потребители должны контролировать транзит энергоресурсов по территории третьих стран и согласовывать инвестиции в поддержание ГТС в рабочем состоянии. "В энергополитике есть два определяющих участника — производитель и покупатель. Транзитные страны выполняют обслуживающую функцию, не надо делать из транзита самостоятельного игрока",— пояснил собеседник "Коммерсанта". По его словам, в случае принятия "третьего пакета" мер Еврокомиссии по газовой отрасли "ГТС Украины попадает под юрисдикцию ЕС в случае передачи ее в управление единому европейскому оператору сетей".
Тогда "Газпрому" придется продавать весь российский газ на границе России с Украиной — во избежание этого Россия и предложила новый документ ЕС на обсуждение.
Впрочем, документ масштабнее, чем "украинский" повод. В тексте, представленном вчера Дмитрием Медведевым в Хельсинки, говорится о необходимости разработки международных топливных балансов, в которых будут согласованы данные по спросу и предложению на долгосрочную перспективу. С идеями такого рода Россия пыталась выйти еще на апрельский саммит G20 в Лондоне, но затем они были практически полностью сняты, их следы сохранились лишь в выступлении на саммите господина Медведева. По словам разработчиков документа, балансы позволят сохранить действующие договоры на поставку энергоносителей с тем, чтобы планировать "длинные инвестиции" в развитие энергоотраслей.
В случае полной либерализации рынка газа и электроэнергии в ЕС приоритет на этом рынке будет отдан своповым и биржевым сделкам, что лишает "Газпром" преимуществ при транспортировке газа. Напомним, один из меморандумов в рамках "третьего пакета" инициатив Еврокомиссии на энергорынке предполагает, что "ни одна производящая или поставляющая газ компания где бы то ни было в ЕС не может владеть или оперировать транспортной системой ни в одном из государств—членов ЕС". Для России инициировать пересмотр хартии — возможность затормозить уже реализующуюся реформу энергетики ЕС.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" напоминает: "Энергохартия разрабатывалась в начале 90-х годов, когда позиции России были достаточно слабыми, и страна, как следствие, заключила соглашение о разделе продукции на невыгодных для себя условиях. Запад через хартию хотел получить свободный доступ к российским ресурсам и свободный режим доступа к монополизированным трубопроводным системам — на пропорциональной основе, как в Европе. Но сама Европа остается закрытой для российских инвестиций. Хартия не была и не будет ратифицирована Госдумой, поскольку ее положения не учитывают интересы России".
Формальный повод для предложений у России есть. Дворкович напомнил: хартия "не включала много игроков — США, Канаду, Китай, Индию, Норвегию", поэтому и "нужен новый документ". При этом Россия заявляет, что не настаивает на формальном отказе ЕС от хартии. "Мы готовы к любой юридической форме",— заявил помощник президента и пообещал начать переговоры с партнерами уже на этой неделе, очевидно, в Софии, куда для участия в энергоконференции вылетит премьер-министр Владимир Путин. По мнению господина Дворковича, новый проект предложен "взамен энергохартии, хотя юридически он может быть оформлен по-разному: как изменение (в хартии) или подготовка нового документа".
Определенные шансы на поддержку изменений в хартии у России есть. Экономический кризис, затронувший и энергосферу в ЕС, дает возможность оппонентам энергореформы в Европе, среди которых крупные энергокомпании Франции и Германии, попытаться вернуть процесс на предыдущую стадию. Впрочем, пока реакции на инициативу России из ЕС не последовало. Документ, судя по всему, вообще не обсуждался предварительно: так, даже в Минэнерго РФ и "Газпроме" заявили, что "не знакомы" с окончательной версией предложений Дмитрия Медведева.