Минфин объявляет дефолт
«По сути дела, это дефолт», — прокомментировал в среду министр финансов России Антон Силуанов решение украинских парламентариев о введении моратория на выплаты внешних долгов. Во вторник Верховная рада в ускоренном порядке приняла разработанный правительством закон, разрешивший кабмину приостанавливать платежи по всем или отдельным государственным внешним долгам и гарантированным государством займам (кроме двух государственных банков и железнодорожного оператора «Укрзализныца»).
В списке обязательств Украины, на которые может распространиться мораторий, упоминаются и государственные облигации, выпущенные Украиной и выкупленные Россией два года назад. В декабре 2013 года Россия за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) приобрела двухлетние еврооблигации Украины на $3 млрд.
20 июня 2015 года Украина должна произвести России третью по счету купонную выплату по этим бумагам (купон составляет 5%), однако, будет ли выплачен купон, теперь под вопросом. «У нас в июне должен быть платеж. Если будет пропущен платеж — будем пользоваться своим правом обращения в суд», — цитирует слова главы Минфина ТАСС.
Президент Владимир Путин заявил в среду, что фактическое объявление украинских властей о предстоящем дефолте свидетельствует о невысоком уровне профессионализма и ответственности. Он поручил главе правительства и министру финансов отслеживать ситуацию и обеспечить защиту российских интересов. «Странное какое-то заявление. Объявлять фактически о предстоящем дефолте — это, ну так, уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий, несмотря на то что страну поставили под внешнее управление», — отметил глава государства.
Списать $10 млрд
Суммарный долг Украины по евробондам составляет $23 млрд. Держателями этих бумаг, по данным Bloomberg, являются крупные международные фонды, в числе которых Franklin Temleton Investments. В августе 2013 года он приобрел украинские бонды на $5 млрд. Кроме того, по информации комитета кредиторов Украины, держателями долга являются T. Rowe Price и TCW Group и бразильский банк BTG Pactual. Вместе они владеют примерно $8,9 млрд украинского долга.
Пятеро крупных частных держателей украинских гособлигаций объединились в комитет кредиторов для консолидированных переговоров с Украиной в марте 2015 года. Помимо раскрытых сегодня участников в комитет входила лондонская Ashmore Group, но впоследствии она вышла из группы, сообщила 18 мая The Wall Street Journal со ссылкой на осведомленный источник.
Официальным представителем комитета выступает американская Blackstone Group. Получит ли Россия назад свои деньги или ФНБ придется списывать $3 млрд, сейчас зависит от результатов переговоров украинских властей с этим комитетом кредиторов.
«Сейчас Украина пытается договориться с комитетом крупных держателей о реструктуризации долга. МВФ пообещал продолжить программу помощи после реструктуризации внешнего долга», — говорит аналитик по развивающимся рынкам и главный экономист по Украине и странам Восточной Европы Bank of America Merrill Lynch Вадим Храмов. Комитет кредиторов заявил, что они готовы перенести платежи без списания номинальной стоимости долга. «Это не устроило украинскую сторону — они хотят уменьшить номинальную стоимость долга и урезать платежи по купонам, а также продлить срок облигаций», — рассказал Храмов. На сколько Украина хочет сократить долг, пока не объявлено, также не известно, какого сокращения требует МВФ от Украины.
По оценке Bank of America, Украина хочет списать около 35% номинальной стоимости долга, а также сократить купонные выплаты на 20–30%. Суммарный объем списания может составить около $10 млрд: около $6,3 млрд по номинальной стоимости долга и еще $3–5 млрд по купонам за ближайшие десять лет, говорит Храмов.
«Судя по заявлениям представителей кредиторов, списывать основной долг они не готовы. В связи с этим, чтобы ускорить процесс переговоров с держателями долга, Украина решила законодательно закрепить возможность ввести мораторий на внешние выплаты по госдолгу», — говорит руководитель Sberbank Investment research Александр Кудрин.
По словам Храмова, реструктуризация украинского долга будет и «об этом было давно объявлено». «Украинские облигации торгуются уже сейчас 45 центов на один доллар, что уже говорит о том, что все ждут реструктуризации. Но открытым остается вопрос, какие условия будут предоставлены держателям долга», — говорит экономист.
Кто пострадает
Российский премьер Дмитрий Медведев оценил объем кредитов, выданных российскими банками украинским заемщикам, в $25 млрд. «Для нас небезразлична не только судьба суверенного долга, но и судьба коммерческой задолженности», — отметил Медведев.
Однако бедствие может оказаться не таким уж и масштабным. «Не думаю, что из-за возможного дефолта Украины пострадает много частных инвесторов из России. Многие еще до известных событий в Киеве начали избавляться от украинских еврооблигаций», — говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
В апреле 2014 года международное рейтинговое агентство Standart & Poors (S&P) заявило, что дефолт Украины «практически неизбежен», и снизило суверенный рейтинг Украины до преддефолтного уровня СС.
По мнению аналитика ИНГ Банка Дмитрия Полевого, вероятность того, что из-за дефолта Украины пострадают российские банки, также небольшая. «Думаю, что многие крупные частные компании продолжат платить по своим долгам, так как будут заботиться о своей репутации», — считает аналитик.
Судьба российских $3 млрд, инвестированных в Украину ФНБ, во многом зависит от позиции МВФ. Условия помощи Украине предполагают, что если долг будет признан суверенным, то МВФ не сможет требовать его списания. «Россия уже официально заявила, что не будет согласна на списание долга. Если Украина не выплатит долг России, то это будет неприятно, но не критично для России», — говорит Храмов. По его словам, этот долг составляет всего около 0,8% от международных резервов России. «Поскольку этот долг был выдан суверенным государством другому суверенному государству, то сложно полностью отказаться от выплаты этих долгов, и эти деньги, скорее всего, будут выплачены в итоге, но, возможно, с большой задержкой», — уверен экономист.
20 сентября 2015 года ожидается погашение долга на $500 млн: если Украина не заплатит, это будет означать дефолт. После просрочки наступает период — 30 дней, — в течение которого у Украины все же есть шанс погасить долг без каких-либо последствий. Эти 30 дней также являются последним шансом для держателей договориться о реструктуризации всего долга. Иначе наступает официальный дефолт.