Россия закроет границу. Больно ли это для нашей экономики?
С 1 января 2016 года вступает в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации Украина - ЕС. Россия уже пригрозила, что в таком случае зона свободной торговли (ЗСТ), действующая в рамках СНГ, де-факто прекратит свое существование: поставки части украинских товаров запретят, а на часть установят заградительные пошлины.
Насколько такой сценарий болезненный для украинской экономики и как отразится на отечественных производителях - рассказала Наталия Микольская, заместитель министра экономики - торговый представитель Украины.
Прошлое: начало конфликтов
В целом, за исключением кризисных 2009 и 2010 годов, прошедшее десятилетие можно охарактеризовать как период развития экспортных возможностей Украины, которое не в последнюю очередь происходило за счет российского рынка.
Но сегодня уже почти забыли, что именно в начале двухтысячных впервые появилось понятие "торговых войн" в отношениях между Украиной и Россией: трубы, подшипники, патока, кондитерские изделия - это те товары, экспорт которых в Россию ограничивался в числе первых. Хотя есть одно существенное отличие действий РФ того времени от настоящего: тогда запреты и ограничения формально "камуфлировались" под торговые расследования, что даже давало "видимость" использования украинскими предприятиями права на защиту.
Год 2011-й - пиковый в торговых отношениях между Украиной и РФ. Так, Российская Федерация - это более трети импорта в Украину и почти 29% нашего экспорта. Следующий, 2012, год определенным образом можно считать переломным для отношений Украины и РФ, в том числе и в торговой сфере. Ведь именно в том году, все еще продолжая политику многовекторности, Украина решилась перейти от реверансов в сторону ЕС к практическим действиям - парафировала Соглашение об ассоциации.
Уже начиная с середины 2013-го Российская Федерация начала явную торговую конфронтацию с Украиной. Усиленные проверки на границе ждали весь украинский экспорт. Даже для продуктов длительного хранения, которые могли без потери качества выдержать 20-дневные проверки, это стало существенной преградой, а для продуктов питания - прежде всего кондитерских и молочных изделий - создало практически непреодолимый барьер. Достигнутые на бумаге в рамках дипломатических переговоров "успешные" договоренности с Российской Федерацией, к сожалению, никак не меняли ее торговую политику на практике.
Преграды на границе не были единственными мерами, направленными против украинского экспорта. Железнодорожный транспорт и комплектующие, для которых российский рынок всегда был ключевым, первыми подверглись неприкрытому и жесткому давлению. Проблемы с сертификацией данной продукции в РФ выборочно начались еще осенью 2013-го, а в 2014-м стали массовыми. Пострадали все украинские компании, независимо от масштаба (например, Кременчугский сталелитейный завод и мариупольский "Азовмаш"). А флагман этой отрасли Крюковский вагоностроительный завод продолжает получать все новые и новые ограничения на свою продукцию и в 2015 году. Так, в 2013-м экспорт товаров группы 86 (вагоны, локомотивы и т.д.) в Российскую Федерацию составил $1,7 млрд, в 2014 году - $600 млн, а за шесть месяцев 2015-го - только $51 млн.
Отдельная глава наших отношений связана с Роспотребнадзором. Это учреждение, назначение которого состоит в защите российских потребителей от некачественного товара, видит своей задачей в первую очередь ограничения поставок на российский рынок товаров украинского происхождения. Начиная с 2013-го, импорт на территорию РФ был ограничен и запрещен для целого ряда украинских товаров. При этом главным отличием от предыдущих лет можно назвать односторонность действий РФ в большинстве случаев. Несмотря на попытки Украины как на двустороннем (Украина-РФ), так и на многостороннем (в рамках ВТО) уровнях получить объяснения действий российской стороны и урегулировать проблемные вопросы, конструктивного общения не получилось. Украина, по сути, натыкается на стену молчания или в лучшем случае - на неприемлемые с точки зрения международного права объяснения.
Современность: крах дружбы или "пробуждение" ото сна?
За последние несколько лет позиция РФ как торгового партнера Украины постоянно ослабляется. Начиная с 2012 года доля РФ во внешнеторговом обороте Украины сократилась вдвое - с 29,6 до 14,5%. По приведенным выше причинам сокращение доли экспорта происходит более высокими темпами, чем импорта. Для справки: все аналогичные показатели Украины во внешней торговле товарами РФ варьируются в пределах от 3 до 6%.
Но надо признать, что стремительное изменение базовых показателей торговли товарами между странами происходит в направлении уменьшения зависимости Украины как от российского рынка сбыта, так и от российских товаров.
Практический пример, как зависимость от одного торгового партнера может привести к крайне негативным последствиям, - наше машиностроение. Потеря российского рынка сбыта привела к более чем существенному сокращению общего экспорта этой продукции в целом: в 2014 году при общем сокращении экспорта машиностроения на $3 млрд поставки в РФ упали на $2,1 млрд. За 7 месяцев 2015 года из $2,2 млрд падения экспорта на РФ пришлось $1,5 млрд.
Таким образом, несмотря на болезненный удар по экономике Украины в данный конкретный момент времени, изменение географической структуры внешней торговли Украины происходит в направлении сбалансированности и отказа от зависимости от одного торгового партнера.
Если же взглянуть на импорт российских товаров в Украину (составляет $2,6 млрд за шесть месяцев 2015-го), надо признать, что большая часть нашего импорта до сих пор приходится на энергоресурсы. Значительную долю в импорте российских товаров в Украину составляют химическая продукция, машиностроение, металл и товары пищевой группы. Учитывая общее сокращение энергетического экспорта РФ в мире и в количественном и стоимостном выражении экспорта в Украину, можно утверждать, что режим свободной торговли с Украиной все же нужен РФ.
Будущее: угрозы и как мы должны их преодолевать
Рассчитывая на начало временного применения с 1 января 2016 года торгово-экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, мы в то же время ожидаем, что Российская Федерация в соответствии с прошлогодним постановлением №959 инициирует вывод из режима свободной торговли между Украиной и РФ ряда украинских товаров.
Кроме того, нам угрожают и полным эмбарго на продуктовую группу товаров. Так, в сентябре этого года правительство РФ добавило Украину в "антисанкционный" список и определило, что по отношению к Украине эмбарго будет применяться на особых условиях - сразу после вступления в силу постановления правительства РФ №959, но не позднее 1 января 2016 года.
Если бы объемы украинского экспорта в Россию за прошедшие годы не уменьшились так существенно, эти новые сиюминутные ограничения могли бы иметь достаточно непредсказуемые негативные последствия. В 2012 году экспорт товаров, которым сейчас угрожают высокие ставки пошлины, составил $4,1 млрд, или 6,1% всего экспорта из Украины. Полное эмбарго грозило бы товарам на суму $692,9 млн. Увеличение ставок ввозных пошлин Россией, и тем более полный запрет такой доли экспорта, могли иметь очень значительные последствия для нашей экономики.
Но, как уже было отмечено, действия РФ в течение последних лет существенно ограничили торговлю товарами между странами. Если опираться на данные первого полугодия 2015 года, повышение пошлин может быть применено к экспорту общей стоимостью $455,5 млн, или всего 2,5% от общего украинского экспорта, а эмбарго - на товары ценой $62 млн.
По нашим оценкам, введение Россией упомянутых дополнительных ограничений повлияет на украинскую экономику, однако в целом такое влияние будет иметь ограниченное действие. Ориентировочное сокращение отечественного промышленного производства ожидается в пределах 0,05-0,22%, сельскохозяйственного производства - 0,09-0,41% сокращение экспорта прогнозируется в пределах $140-205 млн.
Сейчас мы уже с уверенностью можем говорить, что, несмотря на все болезненные последствия торговой войны с Россией, потеря этого экспортного рынка - по сути, новая отправная точка для качественного развития экспортных возможностей Украины. В первую очередь, в соответствии с принципом диверсификации.
Важно признаться самим себе, что потеря (хотя и искусственная) "доминирующего" торгового партнера, который к тому же непредсказуем и крайне агрессивен, - это шаг к укреплению стабильности и независимости, а дальнейшая диверсификация экспорта - безусловно, единственный путь для Украины.
Во-вторых, выход из кризиса должен сопровождаться, в первую очередь, не количественными, а качественными достижениями: мы столько лет говорим о важности перехода от сырьевого экспорта к экспорту с высокой добавленной стоимостью. Может, как раз сейчас мы и получили ту историческую возможность для осуществления такого качественного скачка? Переход на стандарты ЕС может сейчас казаться финансово затратным и неоправданным с точки зрения прилагаемых усилий, однако это позволит в итоге не только открыть рынки европейских стран, но и перейти на другой уровень собственного производства и поставлять высококачественную продукцию по всему миру.
Вместе с тем мы не намерены отказываться от тех рынков, которые для украинских производителей представляют объективный интерес. Для решения спорных вопросов в торговле с другими странами мы готовы использовать различные механизмы, предусмотренные международным торговым правом.
И примером этого является направление 21 октября этого года первого запроса в орган по урегулированию споров ВТО на проведение консультаций с Российской Федерацией по ограничению импорта товаров для железной дороги (вагонов и подвижного состава, стрелочных переводов, других комплектующих) происхождением из Украины.
Автор - заместитель министра экономики - торговый представитель Украины Наталия Микольская
Источник: http://biz.liga.net/