Нарастающая последние несколько недель антипремьерская кампания, включая развернувшийся под парламентом митинг с требованием его отставки, никак не сказалась на ораторских способностях и видимой уверенности главы Кабмина. Уровень дискуссии премьера можно описать одним словом – «блестяще». На высоте была и подготовка к выступлению – так, получив вопрос о росте цен на продукты питания, Арсений Яценюк извлек экспресс-выпуск индекса инфляции, на который ссылался при ответе.
Аудитория, впрочем, подобралась неблагодарная – в парламенте царила явно недружественная к выступающему атмосфера. Возможно, из-за эгоцентричной риторики премьера – Арсений Яценюк оперировал выражениями «мое правительство», «я поднял налоги», на что глава фракции БПП Юрий Луценконапомнил, что «нет министров БПП и «Народного фронта», а есть министры украинского правительства».
Народным депутатам явно не хватило часа, чтобы озвучить все накопившиеся обвинения к главе Кабинета министров. Forbes проанализировал ключевые претензии к премьеру и его контраргументы.
Обвинение: лоббирование интересов олигархов
Аргументы Арсения Яценюка:
Я говорю только цифрами и фактами. А факт состоит в том, что впервые за 10 лет налоги на руду имени Рината Леонидовича Ахметова были подняты – моим правительством. Это я поднял налоги!
Налоги на газ, на нефть также были подняты.
Никаких договоренностей с олигархами нет, и не может быть. У меня только один договор, и одна ответственность – перед украинским народом, проголосовавшим за «Народный фронт» – партию, которая выиграла выборы в прошлом году.
Обвинение: парламент – заложник личных амбиций Яценюка и «Народного фронта», который не проголосует за отставку премьера, несмотря на его нулевой рейтинг
Аргументы Арсения Яценюка:
Когда 21 месяц назад я приходил на этот пост, я взял на себя всю полноту ответственности за самые непопулярные шаги в нашей стране, которых никто не делал 20 лет.
Когда я шел на эту должность, я знал, что будет с моим рейтингом. Я. Это. Знал.
Депутаты имеют полные конституционные полномочия ставить вопрос об отставке Кабмина Украины. Ставьте и голосуйте. Я приму решение украинского парламента. Я за это кресло не держусь.
Обвинение: проект налоговой реформы правительства увеличивает давление на бизнес
Аргументы Арсения Яценюка:
Налоговая реформа [правительства], с одной стороны, сохраняет социальные стандарты, а с другой – дает бизнесу развиваться.
Ее цель – как существенное уменьшение ставок налогов, так и упрощение администрирования. Основа – уменьшение налогов на зарплату, мы должны освободить от тяжелого налогового бремени и работодателя, и работника. Ставки, которые предлагаются – 20, 20, 18, 18 [%] – заработают, начиная с 1 января следующего года. Далее мы предлагаем ставки уменьшить еще на 1% – и с 2018 года это будет 20, 20, 17, 17 [%]. Мы нашли дополнительные 70 млрд гривен, чтобы наполнить Пенсионный фонд.
Проект налоговой реформы нами согласован. Проект отправлен в парламент – и президент обращается к депутатам с письмом рассмотреть его по неотложной процедуре.
Мы ценим работу, которая была проведена народными депутатами и комитетом парламента по вопросам нового налогового кодекса. Много работы, интересные идеи и подходы. Я сам за самые либеральные подходы в налогах. Но в этой реформе надо было снять 250 млрд гривен. С кого их снять? С армии? С пенсионеров? Врачей?
Обвинение: рост цен на продукты питания на 50% за последние месяцы при бездействии Антимонопольного комитета
Аргументы Арсения Яценюка:
Я подтверждаю, что цены существенно выросли. Основа роста цен – рост тарифов на ЖКХ. Но за последний месяц у нас существенное падение [дельты прироста] – всего 2% роста цен.
Антимонопольный комитет Украины полностью независим от правительства Украины. Премьер не может раздавать указания руководителю АМКУ. Но я встречался с Юрием Терентьевым после назначения. Комитет начал серию антимонопольных расследований, в том числе на рынке электроэнергии, бензина, фармпродукции. Я обращусь к АМКУ с просьбой, чтобы они проверили и ситуацию на продовольственном рынке.
Невозможно сдерживать цены административным путем. Это в Советском Союзе ставили минимальные цены, и полки были пустыми.
Единственный путь снижения цен – конкуренция на рынке и низкая себестоимость. Конкуренция будет обеспечена с 1 января благодаря вступлению в силу соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.
Будет снижение цен, но нашему товаропроизводителю придется бороться за место как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Обвинение: сохранение монополии ДТЭК, которая выставляет «драконовские» условия по подключению к энергосетям
Аргументы Арсения Яценюка:
Вспомните, как формируется правительство. У меня как у премьера, и у нашей мощной партии «Народный фронт» – только три министра. Вы меня спрашиваете про энергетику – а вы не пробовали своего министра Демчишина, который от БПП, призвать на комитет и поговорить с ним?
Есть сфера ответственности правительства и сфера ответственности других ведомств. Правила и процедура подключения к электрическим сетям – исключительно функция НКРЭ.
Обвинение: компания «Укрнафта» не выплачивает задолженность перед госбюджетом, экс-глава «Укртранснафты» Александр Лазорко не объявлен в розыск
Аргументы Арсения Яценюка:
Спасибо депутатам, которые поддержали правительственный законопроект, и мы наконец-то поменяли менеджмент компании «Укрнафта» – и сейчас там гражданин Британии. Он настроен вывести ее на безубыточность.
ГФС арестовала активы компании «Укрнафта» на всю сумму задолженности, которая составляет 9 млрд гривен.
В этой компании акционер – государство. 51% ее акций принадлежит украинскому народу. И задача правительства – не обанкротить ее, а сделать прибыльной и, вернув бюджету 9 млрд, управлять этой компанией по правилам, которые определил нам парламент.
Обвинение: нулевая динамика в объемах добычи собственного природного газа как составляющей энергонезависимости из-за не принятых Кабмином стимулирующих норм
Аргументы Арсения Яценюка:
Я могу подтвердить, что нам не удалось в этом году увеличить добычу. Хотя по общему балансу общий объем ресурсов – как «Укргазвыдобування», так и частников – тот же, что и годом ранее. Я с утра посмотрел, знал, что спросите.
Мы пришли к компромиссу по рентным ставкам. Заложите в налоговом кодексе эти ставки, и в следующем году мы точно увеличим добычу газа.
Обвинение: перманентно возникающая задолженность по зарплате перед работниками государственных шахт
Аргументы Арсения Яценюка:
Два дня назад правительство приняло решение о перераспределении средств одной из угольных программ. 300 млн гривен мы направляем на финансирование госшахтам, на выплату зарплат. По моим данным, нужно еще столько же, чтобы полностью погасить заложенность.
Хочу напомнить, что шахта – это в первую очередь предприятие, бесплатно уголь оно не раздает. Неэффективность работы и системы поставок приводит к тому, что госбюджет вынужден дотировать и финансировать вороватых начальников шахт. Я ставил задачу министру энергетики реорганизовать госсектор [в углепроме].
Обвинение: коррупционные схемы, которые покрывает правительство
Аргументы Арсения Яценюка:
Кто в Украине борется с коррупцией и может посадить в тюрьму? Генеральный прокурор – правильно или нет? Генеральная прокуратура кем назначается? Она назначается Верховной радой, а вносится президентом.
Кто еще предъявляет обвинения, связанные с коррупцией? СБУ. Кто назначает главу СБУ? Верховная рада Украины по предложениям президента Украины.
Национальное антикоррупционное бюро. Кто назначает АНБ? В соответствии с законом – номинационный комитет на основании указа президента.
Дальше. Национальное антикоррупционное агентство – оно вообще полностью независимо и имеет превентивные функции.
Я предлагаю, чтобы каждый занимался своей работой. Спрашивайте с меня то, за что я отвечаю. Я отвечаю за дерегуляцию и борьбу с коррупцией в госсекторе. Мы сократили количество чиновников, передали часть регулятивных функций на места, мы открыли реестры.
Средняя зарплата на госслужбе 2000 гривен – как тут побороть коррупцию? Их срочно необходимо поднимать. И дайте возможность приватизировать госкомпании, чтобы они избавились наконец-то от политического влияния, в том числе и от тех, кто находится в парламенте.
Обвинение: отсутствие отчета правительства, на основании которого можно поставить вопрос об отставке
Я пришел в парламент, и готов отвечать. Более того, если нужно – я могу еще раз, и два, и три прийти. Я готов вести диалог, дискуссию и отвечать на вопросы.
Источник: forbes