Госкомстат отложил срок публикации данных о реальном ВВП за I квартал на июль. Об этом вчера стало известно «ДЕЛУ» из достоверных источников в этом ведомстве. Напомним, ранее руководитель Госкомстата Александр Осауленко обещал, что предварительная информация о ВВП за январь-март будет обнародована через 45 дней после окончания отчетного периода, то есть 15 мая, что является «международной практикой».
В то же время большинство европейских государств и стран СНГ уже раскрыли динамику ВВП за I квартал либо же сделают это до конца текущей недели.
Аналитики возмущены затягиванием процесса публикации важной макроэкономической информации. По их мнению, спад валового продукта в I квартале составил рекордные 20-25%. А сокрытие этих данных искажает понимание реальной ситуации в стране.
В Госкомстате обещают обнародовать данные о ВВП за I квартал только в июле. В учреждении cослались на постановление Кабмина, по которому Госкомстат имеет право рассчитывать и обнародовать показатель динамики ВВП на 95-й день после отчетного периода.
Информацию о том, что данные о ВВП будут доступны для ознакомления именно в июле, подтвердил «ДЕЛУ» и первый заместитель главы Госкомстата Вадим Пищейко. «Это и будут предварительные (а не окончательные. — «ДЕЛО») данные», — отметил он. По информации «ДЕЛА», Госкомстат рассматривал вариант с публикацией данных на 75-й день, после того как будут сведены данные платежного баланса, но потом отказался от этой идеи.
Кабмин играет в прятки
Аналитики резко критикуют Госкомстат за затягивание с публикацией важной информации. «Сложно анализировать макроэкономические тенденции, когда отчет о ВВП выпускают через три месяца, а о безработице — через четыре, — возмущен экономист инвесткомпании «Конкорд Капитал» Андрей Пархоменко. — Когда выходят данные, они уже не актуальны для описания текущей ситуации».
Аналитики отмечают, что правительство предпочитает просто отмалчиваться либо занимается манипулированием статистикой. Ярким примером является публикация итогов промышленного производства за первые три месяца года. «В апреле правительство радостно отрапортовало о росте промпроизводства в марте по сравнению с февралем на 8%, «забыв», что в феврале просто меньше рабочих дней, — напоминает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. — Теперь же, когда обнародованы данные за четыре месяца, мы видим, что в апреле промпроизводство показало спад по сравнению с мартом на 5%. Так что «миф о налаживании жизни» развеян». Можно вспомнить и о том, что Кабмин запретил министерствам и ведомствам предоставлять статистические данные другим органам центральной власти без визы премьер-министра Юлии Тимошенко либо первого-вице-премьера Александра Турчинова. Василий Юрчишин указывает еще на одну проблему — сложность с расчетом других важных показателей на базе валового продукта. «Относительно ВВП измеряются разные показатели, и это соотношение — важный индикатор макроэкономического положения страны, в том числе и для иностранных инвесторов, — говорит он. — Например, мы можем сказать, что на конец года прогноз дефицита госбюджета составляет 40 миллиардов гривен. Но много это или мало? Если же у нас есть показатель ВВП, то мы можем сказать, что это около 4% от ВВП страны, и уже становится понятно, много это или мало».
Прогнозы пессимистичны
По прогнозам экспертов, в прошлом квартале падение реального ВВП составило 20-25%. В такой диапазон «вписывается» прогноз бывшего министра финансов Виктора Пинзеника. «По приблизительным секторальным допущениям, моя оценка спада ВВП I квартала — 20-22%», — заявил он в интервью «Зеркалу недели». Если прогноз экс-министра финансов верен, то можно говорить, что рецессия в экономике Украины — пока самая глубокая по сравнению с остальными странами Европы, Кавказа и Средней Азии. Скорее всего, в I квартале будет и самое сильное падение реального ВВП по сравнению со следующими периодами из-за эффекта базы сравнения. Ведь экономика показала отрицательную динамику в прошлом году только в IV квартале. «Действительно, возможно, спад в I квартале будет наибольшим, если сравнивать с будущими кварталами этого года, хотя вряд ли показатели за II-III кварталы будут существенно отличаться», — считает Андрей Пархоменко.