Одним из открытий локальных войн последнего времени стала крайне высокая эффективность применения противотанковых ракетных комплексов. В Сирии и на Донбассе такие ракеты применяют много и охотно. Причем на Донбассе не только и не столько против бронетехники, а для поражения наблюдательных пунктов, долговременных огневых точек, блиндажей и даже отдельных групп пехоты противника на открытом пространстве.
При этом, кроме явно устаревших советских «Фаготов», в войска массово начали поступать и отечественные разработки — «Стугна-П» и «Корсар».
Впрочем, новыми их можно назвать довольно относительно.
Общий вид ПТРК «Стугна-П»
Еще в конце 1990-х годов ГККБ «Луч» на основе конструкции советского комплекса «Кастет» на новой элементной базе разработало противотанковую управляемую ракету с полуавтоматическим наведением по лазерному лучу, предназначенную для стрельбы штатным орудием танка Т-55 и противотанковой пушкой МТ-12 «Рапира». Образец получил название «Стугна» и в 2006 году был принят на вооружение украинской армии. Понятно, что денег в те времена в государстве было немного и было куплено совсем мало таких ракет.
Зато, получив серьезный опыт и хорошие отзывы, конструкторское бюро «Луч» решило создать и собственно установку, то есть к имеющейся ракете разработать пусковую установку. Такие работы были рассчитаны прежде всего на зарубежного заказчика.
Новый комплекс был готов достаточно быстро — сказалась кооперация с целым рядом предприятий отечественного оборонного комплекса, в первую очередь с Изюмским приборостроительным заводом и белорусскими коллегами. Фактически белорусский «Скиф» отличается только прибором наведения.
В октябре 2010 года Министерство обороны Украины заказало десять комплексов «Стугна-П» для проведения государственных испытаний. Буквально через полгода — в апреле 2011 года — ПТРК «Стугна-П» был принят на вооружение ВСУ.
Одна из первых фотографий комплекса на фронте
Однако, по сути, это была чистая формальность, необходимая для успешного продвижения на зарубежных рынках. Причем интересно, что сведений о закупках комплекса в 2011 — 2014 гг. нет, зато известно, что в 2013 г. на вооружение был принят вариант комплекса с тепловизором.
С началом войны на Донбассе ситуация резко изменилась — в числе прочего срочно понадобились и противотанковые ракетные комплексы. Конечно, в строй вернули все, что только можно, из советских запасов — даже «Малютки» на БМП-1. Однако процент несхода был очень большой. Поэтому армия срочно нуждалась в новых «Стугнах».
Поначалу на фронт отправили старые запасы — по всей видимости, не все расстреляли на полигонах. Иначе сложно объяснить то, что впервые на фото комплекс засветился еще при обороне Луганского аэропорта в апреле — августе 2014 года. Позднее он активно применялся уже при обороне другого аэропорта — Донецкого.
Вариант мобильного комплекса на базе внедорожника, 93-я мехбригада
Только в марте 2015 года тогдашний генеральный директор ГК «Укроборонпром» Р. А. Романов отчитался о том, что на предприятиях концерна налажен массовый выпуск ПТРК «Стугна-П». В октябре 2015 года комплекс был принят на вооружение Национальной гвардии Украины.
После 2015 года, если ориентироваться на официальные данные, закупки комплексов и ракет пошли по нарастающей. При этом по своим характеристикам наши комплексы вполне на уровне зарубежных аналогов. Так, например, максимальная дальность действия противотанковых ракет РК-2С/ОФ (которые используются в «Стугна-П») доходит до 5000 м. Причем, по некоторым данным, у модернизированных РК-2М-К и РК-2М-ОФФ она еще выше — до 5500 м.
И еще: украинские ракеты крайне эффективны против устаревших советских танков, которые составляют основу группировки противника на Донбассе. Так, управляемые ракеты семейства РК-2С способны атаковать цель с верхней полусферы, в наиболее ослабленные участки верхней проекции. Данный принцип имеет нечто общее с пикированием ракеты знаменитого FGM-148 «Javelin» на цель и реализован в «Стугне» благодаря использованию режима «превышение», позволяющего ракете делать манёвр «горка». Ни один из существующих комплексов динамической защиты, имеющихся на вооружении российской армии, погасить удар 10-килограммовой тандемной боевой части не может. Чисто теоретически «лекарством» от «Стугны» может стать российский перспективный комплекс активной защиты «Арена-М», однако он находится на этапе войсковых испытаний и говорить о принятии на вооружение не приходится.
Ракеты комплекса
Использование же современных тепловизионных комплексов позволяет подготовленному расчету обнаруживать цель типа «танк» в любое время суток и при любой погоде на удалении 3500 м.
Кроме того, как показал первый опыт применения на Донбассе, «Стугна-П» имеет и еще одно достаточно важное преимущество — безопасность оператора. Ведь боевая работа комплекса может осуществляться посредством дистанционного управления с портативного терминала, находящегося на закрытой позиции, при этом видеоизображение с оптико-электронных средств (включая тепловизор «Hawk» южнокорейского производства, которые устанавливаются на пусковых установках последних серий) передаётся по цифровому телеметрическому каналу.
«Стугна-П» на фронте, зима 2019 г.
Кстати, эффективность применения «Стугн» на фронте подтверждают и военные. Тот же командующий Операцией объединенных сил на Донбассе генерал-лейтенант Сергей Наев в свое время в интервью говорил буквально следующее: «Стугна» оправдала все ожидания. Когда начинали их получать летом прошлого года, проводили соревнования между противотанковыми подразделениями. Там были расчеты с еще советскими ПТРК «Штурм» и «Фагот» и со «Стугнами». У советских комплексов были проблемы, например, невыход ракет или промахи. А «Стугна» их намного превзошла — отмечали, что каждый выстрел был в цель.
Есть, конечно, у наших комплексов и недостатки. Так, из-за того, что в «Стугне» применяется полуавтоматическая система наведения по лазерному лучу, лазерно-лучевой модуль способен демаскировать позицию комплекса и обнаружить факт приближения противотанковой ракеты ещё в начале или середине траектории (ведь полёт проходит на малой высоте, как правило, в заранее известном небольшом угломестном секторе, около линии горизонта).
Легкий мобильный комплекс на базе квадроцикла CFmoto Tracker 800 для вооружения НГУ
По статистике, 71% применений ПТРК «Стугна-П» оказался успешным. По имеющимся сведениям, по-прежнему существует ряд проблем с ракетами: есть случаи несхода ракет с транспортно-пусковых контейнеров, изменение заключительных траекторий и падения ракет, а также падения ракет после пуска.
И еще один важный момент: благодаря своим отменным характеристикам наши ракеты и комплексы пользуются устойчивым спросом на мировом рынке вооружений. Тем более что они прошли обкатку в боевых условиях против наиболее распространенных в мире танков — советской разработки и новейших российских модификаций.
Одна из многочисленных медийных передач оружия для ВСУ, 2018 г.
На сегодня, по далеко не полным данным, украинские противотанковые ракеты и комплексы экспортируются, как минимум, в 12 стран мира. Во многом именно массовые заказы на ракеты и комплексы позволили «Лучу» развернуть их серийное производство и за достаточно короткое время насытить и нашу армию.