Здесь проходят и исламский Курбан-Байрам, и еврейская Ханука, и христианские - Рождество и Новый год.
Сладкий аромат халвы, раскаленные каштаны, ближневосточный вариант среднерусских блинов, шипящие на противне венские колбаски, звон рождественских колокольчиков, плакаты с арабской вязью и славянской кириллицей, зазывающие приобрести елочные игрушки по праздничной скидке.
Смесь языков, народов, стран и цивилизаций, то, что отмечается здесь под почти библейским названием - Праздник праздников.
«Мы падаем с ног, каждые выходные гулянья и фестивали. У них праздники, а у меня тройная работа без перерыва», - жалуется торговец Мухаммед Хамди, сообщает «Вести.ру».
16 лет назад отцам города пришло в голову объединить все отмечаемые в декабре праздники: и мусульманский Курбан-Байрам, и еврейскую Хануку, и Рождество с Новым годом - в один тридцатидневный карнавал.
Пресс-секретарь мэрии Хайфы Зинаида Ройтман говорит: «Главной целью праздника является укрепление добрососедских отношений между всеми жителями Хайфы. Хотя на этот праздник приезжают не только жители города, но и жители окрестностей».
Новый год - это апогей, зенит Праздника праздников. В толпе и девушки в хиджабах, и вязаные кипы религиозных поселенцев, и, разумеется, местные христиане. Все маршируют под нестройный Jingle bells доморощенного оркестра скаутов, наследие британского генерал-губернаторства.
Над входом в двухэтажный каменный особняк объявление на вольном английском, которое переводится как «Дом Санта-Клауса». Очередь стоит со двора, и Санта принимает всех, похохатывая и одаривая малышей леденцами и свистульками.
Разряженная елка, вертеп, звезда. Неизбалованные таким чудом дети застывают, забыв задать, казалось бы, естественный вопрос: «Если северный Санта в Лапландии, Дед Мороз в Великом Устюге, то кто же творит сказку здесь, на улице Хадад в Хайфе?»
В Хайфе, где вместо елок пальмы, где каждый день светит солнце, практически на самой границе с Африкой, начинаешь сомневаться, откуда здесь Дед Мороз, если круглый год стоит такая теплая погода. Может быть, это не Дед Мороз, а Дед Жара, местный Санта. Но самое главное, что говорит он вслед за нашим Дедом Морозом так же точно и понятно: «С Новым годом!»
На улице к человеку в красном подбегают как к настоящей звезде. Он обнимает, гладит, поздравляет. Кто-то даже пытается поцеловать ему руку, Санта все-таки.
Финал праздника - парад. Подтверждая свою аутентичность, по-восточному горячий Дед Мороз возглавляет шествие. За ним и вокруг него Морозы помоложе и похудее. Самых маленьких везут на закорках, в колясках, несут на руках.
«Все ждут чуда, света, все радуются. Мы каждый год сюда приходим», – говорит участник праздника.
Хайфа, пожалуй, единственный в Израиле пример того, как можно людям разных рас и верований жить в мире и празднике. В Древнем Иерусалиме, напротив, местный раввинат пригрозил внести в черный список и лишить кашерности те отели и рестораны, где будет выставлена рождественская символика - елочки, снежинки, звезды, Санты. Здесь не смешивают праздники, предпочитая им противостояние.