Белорусская делегация находится в Москве третий день. Ее члены стоят на позициях, заданных руководством Белоруссии. Вместе с тем Белоруссия сделала ряд новых предложений, в том числе касающихся изменения давальческого режима и объема фактического потребления нефти, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе правительства РФ.
Затянувшиеся переговоры привели к тому, что на белорусских НПЗ запасов нефти осталось максимально на неделю. Это значит, что в случае недоговоренности белорусская сторона может пойти на несанкционированный отбор в части транзитного объема российской нефти.
Однако есть шансы выйти на подписание двусторонних документов, если российская сторона пойдет на минимальный компромисс, а у белорусской делегации будут соответствующие полномочия и согласования руководства. Речь идет о сближении позиций в вопросах тарифов и метода их индексации.
Основной спорный вопрос касается объемов, которые Белоруссия может получить без пошлин для внутреннего потребления. Условия российской стороны предполагают поставку в Беларусь беспошлинную российскую нефть только в объемах, необходимых для внутреннего потребления, это 6,3 млн тонн нефти, остальной объем предусматривается поставлять с взиманием 100% пошлины. Белоруссия требует 8 млн беспошлинных тонн.
Белоруссия и Россия ведут переговоры по условиям поставки нефти в 2010 году с октября 2009 года.
Согласно распоряжению ФТС РФ, со 2 января российская нефть и нефтепродукты поставляются в Беларусь с включением в цену стандартной экспортной пошлины, что увеличило цену поставок на 50%.
В 2009 году объем поставок российской нефти на белорусские НПЗ составил 21,443 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 1,5%. В 2010 году запланирована поставка в Беларусь 21,5 млн тонн российской нефти.
В ожидании ответа из Минска Москва слегка «прикрутила кран». Очень похожая ситуация складывалась перед «газовым конфликтом» января 2009 года с Украиной. Сначала из-за проблем с подписанием очередных соглашений снижались поставки транзитному государству, а потом оно начинало воровать сырье у европейских потребителей.