Тбилиси хочет потребовать от РФ компенсации в несколько десятков миллиардов долларов за тот ущерб, который, по мнению грузинской стороны, нанесла Россия своими действиями в Абхазии и Южной Осетии с начала 1990-х годов.
Кроме непосредственных потерь, понесенных страной в ходе военных действий, Грузия указывает на косвенные потери в экономическом развитии страны.
Власти страны продолжают настаивать, что именно Россия виновна в августовских событиях на Кавказе, а также в провоцировании грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов после распада СССР.
Еще несколько лет назад в парламенте Грузии была создана специальная временная комиссия по восстановлению территориальной целостности. Именно ей было поручено подсчитать ущерб. Теперь этот вопрос будет обсуждаться в парламенте, затем может последовать создание государственной комиссии, рассказал Шота Малашхия - председатель временной комиссии.
В задачи парламентариев входит проверка подсчетов, а затем внесение исков в международные судебные инстанции и разбирательства по этим искам. Как сообщил Малашхия, потери, понесенные грузинской стороной до 1998 года, предварительно оценены примерно в 20 миллиардов долларов.
Также он добавил, что за последующий период вплоть до настоящего времени дополнительный ущерб будет не меньше.
В сумму компенсаций, в том числе, собираются включить предполагаемый ущерб от деятельности российских компаний на территории Абхазии и Южной Осетии. В суд Страсбурга будут поданы иски о потере собственности грузинскими беженцами.
Грузинские политики видят в этих исках исключительно политическую меру по отношению к России.
Так, депутат оппозиционного «Христианского демократического движения» Николоз Лалиашвили заявил: «Требование Грузии к России выплатить компенсацию будет чисто политическим жестом. Исключено, что Россия что-нибудь заплатит».
Грузинский профессор конституционного права Вахтанг Хмаладзе отметил также, что Тбилиси будет сложно обосновать правомерность своих исков в международных судах: «Грузия может поднять на международном уровне проблему компенсации. Вопрос в том, насколько она сможет это обосновать. Думаю, это получит только политический оттенок. Россия не согласится с исками, так как в ином случае косвенно признает, что преступала законы. Возможно, Грузия создаст России проблемы в международных инстанциях».
Напомним, что в августе 2009 года международная правозащитная организация Amnesty International призывала стороны помочь беженцам, потерявшим свои дома. Правозащитники подчеркивали, что ответственность за урегулирование последствий августовских событий лежит в равной степени на обеих странах.
Директор отдела Европы и Центральной Азии Amnesty International Никола Дакуорт отметил: «Власти обеих сторон конфликта отвечают за то, чтобы обеспечить право беженцев вернуться домой, где им никто не будет угрожать или унижать их человеческое достоинство, а также их право самим распоряжаться своей судьбой».
По различным данным, в результате конфликта 192 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Из 38,5 тысячи человек, которые из Южной Осетии направились в Россию, по оценкам правозащитников, в свои дома не вернулись 4 тысячи человек. Из 138 тысяч грузин, бежавших из района конфликта, домой не могут вернуться 30 тысяч человек. Из них, как считают в Amnesty, 18,5 тысячи, живших в Южной Осетии и в районе Ахалгори, еще долго будут вынуждены жить на чужбине.
Большинству беженцев в Грузии было предоставлено жилье или выплачена компенсация. 18 тысяч человек живут в новых поселках.
Власти Грузии, в свою очередь, намерены доказать агрессию РФ против Грузии. В августе прошлого года правительство страны предоставило отчет, который, по словам госминистра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили, «будет служить доказательством полномасштабной агрессии Российской Федерации, осуществленной против Грузии».
Он отмечает, что авторы документа попытались суммировать все факты, которые произошли до войны, в период войны и после войны. Госминистр назвал отчет «видением» грузинской стороны. Он также заявил, что представленную в докладе позицию подкрепляют около 300 приложений, в том числе визуальных.
Российская сторона, в свою очередь, такую точку зрения не признает и также в августе прошлого года собиралась обратиться в международные судебные инстанции, чтобы доказать и наказать агрессию Грузии против Южной Осетии.
Глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России Александр Бастрыкин объяснил: «Самый перспективный путь, по которому нам надо идти, чтобы привлечь руководителей Грузии к уголовной ответственности, - это инициировать процедуру расследования их преступлений в международных уголовных инстанциях. Таким правом обладают российские компетентные органы - МИД и Минюст».