По словам Келлера, решение он принял под давлением волны критики, вызванной его высказываниями об афганской миссии бундесвера и других зарубежных операциях вооруженных сил ФРГ. В обществе его слова расценили как призыв вернуться к практике, когда внешняя политика государства опиралась на демонстрацию военной мощи.
В интервью одной из радиостанций Германии глава государства заявил, что такая большая страна как Германия, ориентированная на экспортную торговлю и зависимая от экспорта своих товаров, должна осознавать, что в экстренном случае для защиты интересов необходимым будет военное вмешательство. Как пример такой ситуации Келлер привел необходимость обеспечить свободу торговых путей или ликвидировать нестабильность в ряде регионов, которая может негативно сказаться на торговле, рабочих местах и доходах.
В обществе это заявление расценили как завуалированное требование провести за пределами страны ряд вооруженных операций с целью защиты немецких экономических интересов. Это высказывание называли, в частности «империалистической оговоркой», а также расценили его как противоречащее конституции ФРГ.