На протяжении десятилетий Турция оставалась одним из самых гибких союзников Соединенных Штатов, стратегически важным приграничным государством на краю Ближнего Востока, неуклонно следовавшим американскому курсу.
"Но недавно она приняла новый подход в регионе, своими словами и действиями провоцируя Вашингтон и продвигая собственные интересы", - отмечают авторы статьи Сабрина Тавернайз и Майкл Слэкман.
"Изменение в политике Турции привлекло к себе внимание общественности на прошлой неделе, после смертоносного рейда израильских военных против турецкой флотилии, который привел почти к разрыву отношений с Израилем, давним союзником Турции. Всего месяц назад Турция вызвала негодование Соединенных Штатов, заявив, что вместе с Бразилией достигла соглашения с Ираном по ослаблению ядерного противостояния; а во вторник тепло приветствовала иранского президента Махмуда Ахмадинежада и российского премьер-министра Владимира Путина на региональном саммите по безопасности в Стамбуле", - напоминают авторы.
Вашингтон все больше стал склоняться к мысли, что Турция делает в регионе "вещи, которые противоречат тому, что хотят крупные державы", заявил Стивен Кук, ученый из Совета по международным отношениям США. По его словам, вопрос в том, "что нам делать, чтобы не дать туркам сбиться с пути".
Однако с точки зрения Турции, она просто ищет точку опоры на собственном заднем дворе, в проблемном регионе, пребывавшем в хаосе на протяжении долгих лет, отчасти в результате американской политики. Турцию также постигло разочарование в ее длительных попытках вступить в ЕС.
"Американцы, что бы они ни говорили, не могут привыкнуть к новому миру, где региональные державы хотят иметь свой голос в региональной и мировой политике, - отметил Соли Озел, профессор международных отношений из стамбульского университета Билги. - Это наше окружение, и мы не хотим проблем. Американцы создают хаос, а нам расхлебывать".