Какого черта "центр" в Москве продолжал тратить миллионы долларов на содержание "агентов", чья информация не стоила выеденного яйца? Возможно, Москва сама была заинтересована вывести "халтурщиков" на чистую воду? Или же вся эта старомодная шпионская романтика служила лишь прикрытием для гораздо более серьезного внедрения - кибершпионажа?
Разоблачение российских агентов в США все больше напоминает комедийный детектив, в котором главных персонажей больше интересовали житейские проблемы, чем поиск секретных материалов, пишет Die Zeit.
С полос американских изданий не сходит полемика о том, не решили ли старые "знакомые" как из американских, так и из российских спецслужб, мыслящие категориями холодной войны, помешать политическому сближению между президентами?
Однако детали деятельности задержанных агентов, выплывающие на свет в последние дни, заставляют сомневаться в том, что речь идет о "высококлассном шпионаже или попытках утонченного влияния на политическую расстановку сил" в США. Получается, что Москва несколько лет тратила несколько миллионов долларов на финансирование "нескольких семей в Нью-Йорке, Бостоне и округе Вашингтон, обеспечивая им жизнь среднего класса и не получая в обмен никакой ценной информации", пишет газета. То, в чем сегодня американские власти могут обвинить задержанных, ограничивается незарегистрированной деятельностью на иностранное государство и отмыванием денег.
Если бы не некоторые неоспоримые доказательства соблюдения конспирации, как, например, подложные удостоверения личности, шпионская афера давно бы превратилась в фарс, отмечает автор статьи Кристоф фон Маршалл. Даже рыжеволосая шпионка "явно не дотягивает до настоящей Маты Харри: Анна Чэпмен под прикрытием собственного бизнеса жила в Нью-Йорке интересной, лишенной материальных трудностей жизнью".
Вчера прозвучали утверждения, что Анна Чэпмен использовала свое обаяние для того, чтобы подружиться с неким членом Палаты лордов, известным британским юристом, пишет The Daily Mail. Имя пэра пока не назвали, отмечает корреспондент Сэм Гринхилл.
Если утверждения верны, то Чэпмен удалось внедриться в высшие круги элиты Вестминстера, пишет газета. "Этот сценарий напоминает скандал 1963 года, когда министр обороны Великобритании Джон Профьюмо завел роман с Кристиной Килер, любовницей русского шпиона", - говорится в статье. Между тем все члены Палаты лордов, с которыми удалось связаться изданию, отрицают знакомство с Чэпмен.
По данным газеты, за пять лет жизни в Великобритании Чэпмен обзавелась широкими знакомствами среди богатых и влиятельных людей. Со своей стороны, адвокат Чэпмен Роберт Баум заявил в суде, что его подзащитная вела типичный для ее нью-йоркских незамужних ровесниц образ жизни: "она владеет преуспевающей фирмой, проводит вечера в ресторанах, встречается с мужчинами".
Как утверждает Le Monde, в этом шпионском скандале неясно, кто же истинный злодей - шпионы, арестовавшие их полицейские или "сдавшие" их люди из СВР.
Ни одному из задержанных шпионов так никогда и не удалось вступить в контакт с "правящими кругами", большинство из них вели размеренную жизнь и воспитывали своих детей. Как отмечает корреспондент Сильвен Сипель, "жаждущие зрелищ СМИ нафантазировали, будто у шпионов были какие-то гаджеты а-ля Джеймс Бонд, однако эксперты вскоре пришли к выводу, что ФБР обнаружило у них только "предметы повседневного пользования". Более того, "передаваемая ими в Москву информация до сих пор была удручающе банальной", констатирует издание. По признанию адвоката арестованной четы Мерфи, американское государство десять лет ждало в надежде обнаружить улики, но этого не произошло, поэтому обвинение в шпионаже и не было предъявлено. Тем не менее, постепенно становится очевидно, что все эти люди работали на московский "центр", продолжает Le Monde. Поэтому "либо вопреки отсутствию материальных улик это очень хорошо подготовленные шпионы, сумевшие обмануть ФБР", "либо в отсутствие настоящего шпионажа группа отправляла в Москву информацию, не стоившую выеденного яйца", признает газета. "Отсюда вопрос: какого черта "центр" продолжал платить им "на протяжении нескольких десятилетий", как утверждает ФБР? Так возникает гипотеза, активно муссируемая в США: халтурщиков надо было найти самой Москве", - пишет издание.
"Возможно, в каких-то серых кабинетах серого здания в современной России такие же серые чиновники, воспитанные знаменитым КГБ в великой сталинской традиции, обосновывали свою деятельность и сводили концы с концами за счет "источников" в сердце американской империи?" - задается вопросом автор статьи, продолжая: "Возможно, эти источники продолжали снабжать своих серых связных "разведданными", не представляющими никакого интереса, но при необходимости "раздутыми". (...) Шпионы "раздувают" свою информацию, московские чиновники их финансируют (отсюда обвинение в "отмывании") и таким образом оправдываются перед начальством. Возможно, эта гипотеза будет полностью опровергнута ФБР, но пока она импонирует многим аналитикам", - отмечает издание.
Предполагаемая российская шпионская сеть - отличный материал для пляжного чтения, но настоящие головоломки из области современного шпионажа лучше искать в сфере кибершпионажа, рекомендует обозреватель The Washington Post Дэвид Игнациус. "В потенциале главная ценность этой атавистической шпионской сети [российской], возможно, состояла в поддержке подлинной инфраструктуры натиска российской разведки - кибершпионажа", - полагает автор. "Современные шпионские программы не менее соблазнительны, чем Анна Чэпмен". Возможно, теперь шпионы-люди служат всего лишь наводчиками, которые приказывают шпионским программам, что именно украсть.
При всей внешней фарсовости шпионской истории есть у нее и трагический оттенок. У разоблаченных российских "шпионов" имеются дети, чья дальнейшая судьба до сих пор не решена. Этой проблеме посвящена статья Анны Зафесовой в итальянской La Stampa.
У них англосаксонские имена, они произнесли первые слова на английском, они американские граждане по праву рождения, но теперь Россия, в которой они никогда не были, требует их возвращения, пишет автор статьи. В шпионском скандале российская общественность, испытывающая одновременно гордость и растерянность, единодушна по одному вопросу: дети шпионов, которые с большой долей вероятности останутся без родителей на десятилетия, должны вырасти как русские. "Детей шпионов" хотят вернуть на родину в семью, которую они никогда не знали, в страну, которая, весьма вероятно, заставит их сменить имена и, возможно, утаит от них правду об их родителях, как это было с детьми жертв ГУЛАГа, заключает издание.