«Декабристы вообще вели себя в Сибири крайне активно. И представление о том, что после отправления в Сибирь энергия этих людей закончилась, абсолютно неверно», - сказал Яков Гордин.
Историк, ссылаясь на воспоминания декабристов, утверждает, что многие из них нередко задумывались о побеге. Например, князь Сергей Трубецкой думал об этом, еще находясь в Петропавловской крепости. «Когда меня водили к коменданту или в баню, я всегда рассматривал и изыскивал средства уйти, если определено будет мне вечное здесь заточение», - говорится в мемуарах Трубецкого.
В первое время у многих осужденных декабристов еще была надежда на помилование. Но, по мнению Якова Гордина, к концу 1827 года стало ясно, что надежд на скорую амнистию нет.
«К апрелю 1827-го в Чите было уже около 70 узников. Помещения читинского острога стали тесны. Днем и ночью в остроге стоял грохот кандальных цепей. Сознание того, что так придется прожить многие годы, было мучительно. И тут-то побег представился не только единственно возможным, но и вполне реальным спасением», - пишет Гордин в своей книге «После восстания».
Сам побег был намечен на лето 1828 года, то есть спустя два с половиной года после восстания.
Согласно планам, декабристы, среди которых были боевые офицеры, прошедшие войну с Наполеоном, могли разоружить караул, который в то время состоял из не слишком боеспособных солдат. Затем надо было захватить оружие, собрать побольше провианта и соорудить большие лодки. На этих лодках можно было сплавиться по притокам Амура, а потом и по самой реке Амур до Тихого океана.
В районе острова Сахалин в первой половине XIX века не редко встречались американские суда, заходившие к российским берегам на промысел. Об этом прекрасно знали морские офицеры, которых было несколько среди декабристов.
Один из них - Дмитрий Завалишин, который в 1822-1824 годах плавал к берегам Северной Америки и участвовал в деятельности Русско-американской компании. Тогда в Калифорнии еще существовала российская торговая база Форт-Росс.
При этом другие направления для побега были менее удачны. «Граница с Китаем была рядом, но китайцы в ту пору, либо убивали перебежчиков, либо возвращали российским властям», - уточняет Яков Гордин, передает BBC.
Берега Японии в XIX веке были также закрыты не только для русских, но для любых иноземцев. Вот и оставались Соединенные Штаты, о политическом устройстве которых декабристы размышляли еще до восстания в 1825 году. «Американская революция, деятельность Вашингтона и Франклина, американская конституция играли немалую роль в политических теориях декабристов, - подчеркивает Яков Гордин. - А после Америки они могли перебраться и в Англию, которая уже тогда была прибежищем политэмигрантов».
Главное, что нужно было для успешного побега из Сибири - деньги, большие деньги. Не смотря на строгий надзор за государственными преступниками, несмотря на тайную слежку даже за их родными, деньги нашлись. «Декабристы были связаны со своими родственниками, а это были знатные, богатые, влиятельные люди, которые сумели переправить им в Сибирь довольно значительные суммы», - утверждает Гордин, ссылаясь на архивные документы.
185 лет назад, 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, которое в тот же день и было подавлено. Пятерых его участников казнили и более сотни человек отправили на каторгу в Сибирь.