Так называемый налог Тобина был назван по имени американского экономиста Джеймса Тобина, который предложил его еще в начале 1970-х годов. Предложение Тобина касалось только операций с иностранными валютами. По мнению экономиста, это привело бы к снижению валютных спекуляций. Собранные средства Тобин предлагал распределять между Международным валютным фондом и национальными банками для помощи развивающимся странам. Налог так и не был введен, но идея вновь обрела актуальность с началом мирового финансового кризиса в 2008 году, передает «Интерфакс».
В конце сентября свои предложения о введении налога на финансовые операции, который может вступить в силу в 2014 году, представила Европейская комиссия.
Предполагается, что облагаться налогом будут финансовые транзакции в 27 странах Евросоюза, при этом ставка налога на операции с акциями и облигациями составит 0,1%, с деривативами - 0,01%.
Как ожидается, поступления от этого налога могут составить порядка 57 млрд евро в год.
Введение налога коснется банков, инвесткомпаний, страховщиков, пенсионных фондов, фондовых брокеров и хедж-фондов, а также других типов финансовых компаний, говорится в сообщении Еврокомиссии.
Предполагается, что частные лица и представители малого бизнеса будут освобождены от уплаты налога на финансовые операции. Между тем расходы банков, связанные с уплатой этого налога, не будут чрезмерно высокими: например, при сделке с акциями на сумму 10 тыс. евро сумма налога составит лишь 10 евро.
«Введение налога будет гарантировать, что финансовый сектор вносит справедливый вклад в программу бюджетной консолидации», - отмечается в сообщении Еврокомиссии.
«Я полагаю, что это в интересах самого финансового сектора, который сможет сконцентрироваться на своей основной роли финансирования реальной экономики и обеспечения наиболее разумного способа размещения капитала, вместо того, чтобы использовать большую часть своих средств для торговли в собственных интересах», - считает Шойбле.
Выступавший всего за несколько дней до начала саммита G20, который пройдет 3-4 ноября во французских Каннах, Шойбле дал понять, что даже неспособность достичь соглашения о принципах ужесточения регулирования финансовой отрасли в мировом масштабе не должна препятствовать аналогичным шагам отдельно внутри Европы.
При этом в случае весьма вероятного противодействия со стороны Великобритании, которая может заблокировать введение налога в рамках ЕС, германский министр предложил реализовать нововведение в рамках еврозоны.
«Я убежден, что введение налога на финансовые транзакции в ЕС в очень высокой степени повысит шанс достижения глобального соглашения, - заявил Шойбле. - Я бы предпочел достичь соглашения в рамках G20. Но прежде чем мы начнем использовать G20 как предлог для продолжительного бездействия, потому что достичь соглашения не сможем, я бы выступил за скорейшие действия в Европе».