Спартанцы считали, что подготовка воина начинается с рождения, напоминает журналист Independent Майкл Хенлон. Мальчиков, которые не проходили отбор в возрасте двух дней, оставляли в горах на верную смерть, а уцелевшие потом завидовали им, поскольку методы использовались суровые: холод, побои, лишение сна и постоянные сексуальные надругательства, повествует он.
Так спартанцы становились воинами, наводившими страх на все Восточное Средиземноморье. "Сходная тактика применялась в британских частных школах, где выковывали воинов, которые завоевали земли для Британской империи", - отмечает автор.
С тех самых пор генералы гадают, нельзя ли изобрести более скоростной метод подготовки солдат, которые "убивают бездумно и без угрызений совести, не выказывают страха, не утомляются в боях и вообще ведут себя скорее как машины", по выражению автора.
После Второй мировой ожидалось, что будущее - за танками и ракетами, а дело военных - нажимать кнопки в штабе. Но в XXI веке войны оказываются затяжными и утомительными, если судить по боям по колено в грязи и пыли Афганистана. "Противник - мобильная армия нерегулярных формирований, которые после стычки растворяются в воздухе и возвращаются на поля и фермы", - отмечает автор.
Вдобавок на Западе солдаты перестали быть пушечным мясом: в их подготовку вкладываются колоссальные деньги из госбюджета. Поэтому возникает необходимость обзавестись солдатами, которые не переутомляются, не сходят с ума, не испытывают стресса.
По данным автора, о Терминаторе - роботе-убийце - еще десятки лет не стоит и мечтать: пока роботы не освоили даже подъем по лестнице.
Но ученые сообщают о прорыве в технологии, которая превращает живых людей в терминаторов. "В текущий период Пентагон расходует 400 млн долларов в год на исследования способов "усовершенствования" человека-воина", - говорится в статье. Компания Lockheed недавно устроила презентацию "Халка" - робота-экзоскелета. Человек в таких "доспехах" способен поднимать стокилограммовый груз и тащить его бегом со скоростью 16 кмч. "Hulc" расшифровывается как Human Universal Load Carrier (универсальный человек-носильщик).
А как быть с недосыпом? Еще воины инков жевали листья коки, чтобы обходиться без сна. Позднее успешно применялись никотин, амфетамины, кофеин и новая группа стимулирующих препаратов, в том числе "модафинил". "Сегодня американские военные могут нормально выполнять свои обязанности даже после 48 часов без сна", - сообщает газета. Химики стараются еще более продлить действие "модафинила".
Еще одна проблема с психикой военных - посттравматическое стрессовое расстройство. На данный момент его лечат психотерапией и антидепрессантами - метод эффективный, но дорогостоящий и отнимающий много времени.
Тут химики тоже ищут быстродействующее лекарство. "Фокус в том, чтобы стереть нежелательные воспоминания или, по крайней мере, притупить", - поясняет автор. Гарвардский психиатр Роджер Питмен экспериментирует с бета-блокатором под названием "пропранол", которым обычно лечат гипертонию. Участники эксперимента - молодые люди, пережившие травматичные ДТП, после приема пропанола переставали реагировать на видеозаписи этих аварий. Члены контрольной группы, наоборот, испытывали стрессовую реакцию.
Американский психолог Альберт Риццо предлагает купировать посттравматическое стрессовое расстройство без химии. Он создал компьютерную игру "Виртуальный Ирак", в которой ветераны смогут вновь разыграть пережитое и разрядить стресс.
"Одно из самых удивительных достижений нейрологии в последние годы - открытие, что в сильном магнитном поле человеческий мозг, как по волшебству, начинает лучше рассуждать и лучше обучаться", - пишет автор. Как это работает, науке пока в точности неизвестно, но австралийский нейролог Аллан Снайдер предполагает, что магнитные поля отключают высшие формы обработки информации в мозгу. "Каждый из нас сможет рисовать, как профессиональный художник, и молниеносно производить арифметические вычисления", - обещает он. Участники экспериментов запоминали телефонный справочник наизусть. Правда, эффект был временным.
Обработка мозга магнитным полем будет применяться для того, чтобы военные лучше управлялись с боевой электроникой и прочими замысловатыми устройствами, без которых немыслима современная война, говорят эксперты.
"Очевидно, если вы можете создать человека без совести, который почти не чувствует боли и вообще не испытывает страха, у вас будет великолепная боевая машина. Но хорошенько задумайтесь об оборотной стороне медали", - пишет автор. У страха есть своя функция - испугавшись, мы избегаем опасности для себя и других людей. Усталость - знак, что пора отдохнуть. Нравственное чувство помогает военным сплотиться в бою.
"Отнимите у военных человечность, и возникнет опасность, что войны тоже станут бесчеловечными", - заключает автор. Но главный риск в том, что методы превратят солдат в зомби, которые не смогут тягаться с пламенными фанатиками в рядах талибов.