Или верны оба варианта? Или это вообще не имеет значения?
С точки зрения Марка Франкетти из The Sunday Times, Михаил Прохоров ("жираф", как его называли в детстве) затеял "опасную игру", пообещав после победы на президентских выборах первым делом освободить олигарха Михаила Ходорковского. Этим он, "вероятно, рассердил [премьер-министра РФ Владимира] Путина", которого Франкетти называет "движущей силой двух политически мотивированных процессов" против экс-главы ЮКОСа.
"Близкие друзья" Прохорова рассказали журналисту, что "решение бороться за пост президента было принято с молчаливого согласия Путина, однако за ним стоят подлинные политические амбиции". Они также сообщили, что Прохоров, по его собственным словам, понимает: Путина ему не одолеть - но надеется на поддержку "молодых, образованных представителей среднего класса", с помощью которых рассчитывает занять кресло премьер-министра. "Это вне всякого сомнения самая отчаянная авантюра из тех, в которые Михаил пускался в своей жизни, - цитирует издание близкого друга Прохорова. - Нельзя претендовать на пост президента, если этого не хочет Путин, но это не повод записывать Михаила в марионетки. Свое выдвижение он надеется использовать в качестве трамплина на пост премьер-министра. Приход в политику несет большие риски... Он это знает, но заниматься бизнесом ему наскучило, новые вызовы - его конек".
"Чтобы выжить в высших эшелонах российской власти, нужно обладать чутьем, острым, как лезвие бритвы, мощным интеллектом и умением играючи производить впечатление человека, который участвует в каком-то грандиозном розыгрыше (поскольку так оно, скорее всего, и есть)", - пишет Financial Times. История с "Правым делом", откуда Прохорова (после конфликта с Владиславом Сурковым) "вышвырнули" с трехмесячным отлучением от телеэфира, показывает, что партия эта с самого начала была кремлевским проектом; но из нее же следует, что Прохоров, исполняя указания Кремля, все же "оставался сам себе хозяином. Во всяком случае до сих пор". Сам Прохоров, комментируя ситуацию с "Правым делом", однажды заявил: "Нас "снесли" только потому, что мы стали "отъедать" голоса у "Единой России". "Точно так же его могут снести и еще раз", - пишет Кловер.
Не так давно олигарх написал в своем блоге следующее: "Конечно, Кремлю я выгоден на выборах. Конечно, они хотят... поиграть в демократию... Все это правда - власть пытается использовать нас в своих, очень понятных всем целях. Но и мы будем использовать власть". "Все же более вероятно, что Путин использует Прохорова, чем наоборот", - убежден обозреватель Чарльз Кловер. Он может пригодиться для создания "видимости плюрализма" или для очередной популистской победы Путина над олигархом. Прохоров "хорошо понимает, что в жесткости соперничества с Путиным он ограничен", ведь нажитый капитал не только дает ему "некоторую степень независимости, но и делает его заложником".
Инцидент в Куршевеле, когда Прохорова обвинили в сутенерстве, в российских реалиях может даже пойти ему на пользу, предполагает журналист, приводя мнение телеведущей Тины Канделаки: "Политики вроде Берлускони и Стросс-Кана утратили власть потому, что на них жалуются женщины. А на Прохорова женщины никогда не жаловались".
Лара Вапняр рассказывает о своем опыте общения с Прохоровым в блоге на сайте The Wall Street Journal. Встреча состоялась в прошлом году в Нью-Йорке, на вечеринке проекта "Сноб". К олигарху сразу же выстроилась очередь из желающих пообщаться. Все они вроде бы "трепетали не перед самим Прохоровым, а перед его звездным статусом". Он "высочайший из богатейших людей мира и богатейший из высочайших (ростом равен Петру I, отмечает Вапняр). Он владеет "Нью-Джерси Нетс" и зависает с Джей-Зи. Некоторые довольствовались уже тем, что оказались вблизи тела Прохорова... Другие пытались сказать ему пару слов, чтобы иметь возможность написать в блоге, что они говорили с Прохоровым". Олигарх "по-прежнему смотрел поверх их голов и выглядел потерянным... Выглядел он так, будто не понимает русского языка или не понимает, как попал на эту вечеринку и что здесь делает".
"Неважно, считать ли выдвижение Прохорова искренним шагом или очередным ходом в путинской политической игре; его заявка знаменует важный сдвиг в российской политике, - полагает Вапняр. - У властей нет иного выбора, кроме как проявить уважение к гражданам. Даже если это уважение предстает в форме более изощренных политических игр, все равно оно показывает, что общественное мнение становится более значимым. А это очень большой шаг вперед".