Ранее Пекин уже припоминал Токио Вторую мировую войну, обвиняя соседей в стремлении переписать ее итоги. Наблюдатели считают, что Москва вмешиваться в спор не должна, иначе она тем самым ослабит собственную позицию по Курилам.
Китай и Россия должны решительно претворять в жизнь совместное заявление, осуждающее фальсификацию итогов Второй мировой войны, заявил в среду посол Китая в Москве Ли Хуэй.
«Китай оспаривает право Японии. Япония оспаривает право России. Ситуации параллельные. И в случае с китайско-японским спором никакого смысла поддерживать Китай нет»
«В сентябре 2010 года главы двух государств обнародовали в Пекине совместное заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны, подчеркнув, что Китай и Россия решительно осуждают попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников», – сказал дипломат.Именно так, по его словам, в Пекине оценивает позицию Москвы по китайско-японскому спору вокруг островов Дяоюйдао (Сенкаку).
Ли подчеркнул: «В связи с развитием международной и региональной обстановки это заявление приобретает все большую значимость и актуальность. Китайская и российская стороны должны продолжить претворять в жизнь данное заявление».
«Между Китаем и Россией установлены отношения стратегического партнерства и взаимодействия. Две страны создали механизм обменов и консультаций на разных уровнях, охватывающий все сферы. Россия и Китай поддерживают тесные контакты и взаимодействие в международных и региональных делах».
В споре из-за островов, Пекин ранее уже припоминал Токио Вторую мировую войну, намекая на агрессивную роль в ней Японии и обвиняя соседнее государство в попытках переписать послевоенную историю.
«Некая страна игнорирует исторические факты и международные законы, открыто нарушая территориальный суверенитет других стран и отвергая результаты мировой войны против фашизма. Эта страна бросает серьезный вызов послевоенному мировому порядку, пытаясь при этом использовать международные нормы в качестве прикрытия. Это самообман», – заявил в конце сентября представитель МИД КНР Цинь Ган.
Япония тогда не стала медлить с ответом. Секретарь кабинета министров Осаму Фудзимура заявил, что попытки Китая увязать итоги войны с принадлежностью островов совершенно неуместны. «Заявления о том, что Япония якобы бросает вызов итогам Второй мировой войны, полностью бьют мимо цели», – подчеркнул он.
«Личное дело Путина»
Японский политолог Казухико Того в разговоре заявил, что решение Москвы о том, чью сторону поддержать в споре - это «личное дело» президента Владимира Путина. «Это очень длинная история, но я убежден в том, что единственно разумный подход - провести обеим сторонам (Японии и Китаю) искренний диалог, чтобы прийти к компромиссу», - сказал Того.
Вообще же России, по его словам, это дело не касается. «Это касается только Японии и Китая. Я не вижу ни одной причины, по которой Россия должна вмешиваться. Другие государства не имеют к этому никакого отношения. Как решит Путин, я не знаю. Он решит сам, это его личное дело».
Впрочем, Москва тоже недавно настоятельно порекомендовала Токио учить историю того периода - в ответ на японские претензии на Курилы. «Нет другого пути, до тех пор пока Япония не сделает того, что уже сделали другие страны, а именно признает итоги Второй мировой войны», – заявлял глава МИД России Сергей Лавров.
Москва в этом вопросе апеллирует к Ялтинскому соглашению и Потсдамской декларации 1945 года, в которых четко прописаны условия, на которых СССР готов поддержать своих союзников в войне с Японией. А именно – лишь в случае восстановления российского права на Сахалин, прилегающие острова и Курилы.
«Вежливо оставаться в стороне»
В свою очередь главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член Совета по правам человека при президенте Федор Лукьянов, комментируя газете ВЗГЛЯД заявление китайского посла, отметил, что «эти товарищи очень хотят, чтобы Россия в этом споре заняла их сторону и стараются создать единый фронт против Японии, оперируя к этой общей декларации и прочим документам, на которых основывается наше взаимодействие».
«Но этого делать ни в коем случае нельзя, потому что, во-первых, спор России и Японии из-за Курильских островов и спор Китая и Японии из-за этих островов однотипный, но только Россия в своем споре с Японией находится на том месте, на котором Япония находится в споре с Китаем», - уверен Лукьянов.
Политолог пояснил, что в споре между Китаем и Японией, Япония обладает фактическим контролем над островами, которые ей достались в результате дипломатических и политических событий после Второй мировой войны.
«То же самое в нашей ситуации с Японией, только здесь мы обладаем контролем над островами, которые достались нам в результате событий Второй мировой войны. Китай оспаривает право Японии. Япония оспаривает право России. Ситуации параллельные. И в случае с китайско-японским спором никакого смысла поддерживать Китай нет, потому что таким образом Россия как бы поддержит в схожем споре страну, которая выступает там в роли Японии у нас», - добавил он.
Причем бессмысленным эксперт считает и попытки обосновывать принадлежность островов юридически, поскольку в конечном счете все равно решается на основе баланса сил и интересов.
Напомним, отношения двух крупнейших держав Восточной
Азии обострены из-за спора о безлюдных островах, расположенных в Восточно-Китайском море. Спор обострился после того, как в начале сентября Токио национализировал острова, выкупив их у частных владельцев за 26 млн долларов. Таким образом, Сенкаку перешли в японскую государственную собственность.
Пекин отреагировал на это жесткими протестами, и в районе островов теперь постоянно находятся китайские сторожевики. Однако они, как правило, избегают заходить в зону, которую Токио провозгласил своими территориальными водами.
В связи с национализацией островов в более чем сотне городов КНР прошли массовые акции протеста. Некоторые из них сопровождались погромами.
Впрочем, в тот же день, когда в Москве Ли Хуэй призывал Кремль перейти на сторону Пекина, Фудзимура в Токио сообщил, что дипломаты двух стран провели на прошлой неделе тайную встречу в Шанхае в попытке найти пути урегулирования конфликта. Подробности пока не раскрываются.