Журналист The Guardian Роберт Фарли напоминает, что недавно стало известно о письме, направленном президентом США Бараком Обамой российскому коллеге Медведеву, в котором, в частности, говорится о возможном отказе Вашингтона от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии в обмен на согласие России не оказывать содействие Ирану в создании баллистических ракет и ядерной программе.
Многие комментаторы, замечает Фарли, поспешили назвать это предложение quid pro quo ("услуга за услугу"), однако такая трактовка не совсем верна. Дело в том, что противоракетная оборона в Восточной Европе не представляет какую-либо ценность для администрации Обамы, что он давал понять и раньше. То есть, скорее всего, он бы и так не пошел на выполнение договоров с Варшавой и Прагой, которые, кстати, и были заключены в прошлом году администрацией Буша с целью "закрепить" это намерение.
Но коль скоро эта ПРО представляет важность для Москвы, то Обама вполне разумно пытается сделать из отказа от развертывания платформу для укрепления двусторонних отношений - складывается ситуация "двойного выигрыша", полагает автор статьи.
При это и в Вашингтоне, и в Москве понимают, что России не способна помешать и тем более остановить развитие иранской ядерной программы. Даже полное прекращение торговых связей приведет лишь к замедлению этого процесса.
Таким образом, указанное письмо Обамы следует трактовать не как своего рода сделку, а как жест доброй воли и знак уважения к России, то, чего не хватало двусторонним отношениям в последние годы, ведь даже номинально сама постановка вопроса провозглашает Россию и США равными игроками на мировой арене, заключает Фарли.