
Общий вывод: «Иосиф Сталин еще не умер». Его личность до сих пор вызывает восхищение у большого количества людей на постсоветском пространстве, приходят к выводу авторы доклада - британский журналист, специалист по Кавказу Томас де Ваал, член научного совета Московского центра Карнеги Мария Липман, директор аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков и директор Государственного музея литературы Леонидзе Лаша Бакрадзе.
Результаты десталинизации и попытки переосмысления исторического опыта были незначительными, отмечается в докладе. Так, из нескольких попыток, более менее удалась лишь одна - при Сергее Горбачеве, «администрация же Владимира Путина использовала образ Сталина для укрепления собственного авторитета».
При ответе на вопрос «Какие слова лучше описывают ваше отношение к Сталину?», большинство россиян, армян и азербайджанцев выбрали равнодушие (32%, 25 и 15% соответственно), грузины же - уважение (27%), а у россиян и армян - 21 и 16%. Наиболее удивительными оказались результаты опроса в Азербайджане - положительных чувств к Сталину там практически не испытывают, а 22% населения (39% молодежи) даже не знают, кто такой Сталин.
Авторы доклада отметили, что большинство респондентов во всех странах считает Сталина хорошим военачальником и высоко оценивает его вклад в победу Советского Союза над фашистской Германией, вместе с тем - подавляющее большинство относится к репрессиям Сталина резко негативно - более половины участников опроса считают, что им не может быть оправдания. Тем не менее около 20% ответили, что возможно в репрессиях была политическая необходимость.
Наиболее позитивно к Сталину относятся на его родине - в Грузии, где 45% считают его роль в истории позитивной. Несмотря на это, говорится в докладе, для грузин Сталин скорее «национальный идол», чем модель управления. В России отношение к Сталину мене однозначное - он и «жестокий тиран» и «мудрый правитель», что служит, по мнению докладчиков, «иллюстрацией ощущения зависимости и замешательства», нежели свидетельствует о поддержке диктаторской модели.
В докладе также говорится о двух противоположных тенденциях: с одной стороны, «поддержка Сталина в России выросла после развала советского союза», с другой - молодежь все индифферентнее относится к спорной исторической фигуре.