Как встречали Чистый четверг на Святой Земле

- И только на чистый четверг мы снимаем купол и омываем порог, - говорит сестра милосердия, что служит при храме Екатерина. Омывают, распевая молитвы. Не спеша, без суеты. И что интересно во время "очистительной процедуры" двери храма открыты. Любо может зайти и, улучив момент, прикоснуться к святыне. Отгонять не станут – отойдут на время с улыбкой.

И вот потому работа растянулась на все утро. Впрочем ближе к десяти народ из храма схлынул – все спешат к храму Гробя Господнего. Там намечен обряд "омовения ног". Во время церемонии патриарх Иерусалимский Феофил омывает ноги своим епископам. Обряд древний. Как известно, Христос во время Тайной вечери омыл ноги ученикам – и священники следуют его примеру, смиряя гордыню. Похоже и мне придется – в храм не прорвешься. Полиция перекрыла все входы.
Говорят, внутри "достаточно народа". Наши туристы напоровшись на заграждения – молча глядят на полицейских. Те им, мол – в обед откроем. Наши продолжают глядеть – не сильны в английском. Так медитируем друг напротив друга. Одним надоест – придут другие. Все было довольно мирно, пока у заграждения не появились туристы с воинствующим гидом.

- Не пускают, но мы пойдем окольным путем, - объявил гид своим подопечным. - И мы пойдем! – спешу за группой. Будем прорываться через храм коптов (это египетские христиане). Их храм в скале – если пройти насквозь окажешься там "где надо". Но православные нам не рады: шикают, гонят. Вызвали полицию, те встали у входа в церковь коптов. Группа туристов ушла.
- А меня одну пропустите? – интересуюсь у полицейских. - Откуда приехали? – интересуются на чистом русском. - Киев. - Из "Фемен" что ли? – вдруг резко взбодрился полицейский. Развеять подозрения было не просто. Наконец согласно кивнул, дескать верю. - Но вообще –то жаль, - подмигнул коллеге. – Хорошо, проходите.
Легко сказать – в пещерной церкви коптов под завязку. А лестница всего на одного человека – двоим не разминуться. Поневоле пришлось выслушать проповедь чернокожего священника. О чем говорит не понятно, но воодушевляет. Наконец, копты позволили пройти – прорываюсь во двор Храма. Посередине деревянная сцена. На ней трон патриарха. Пустует. Патриарх посреди сцены. Вдоль нее – сидят епископы. Каждый опускает ногу в чан с водой – епископ обтирает полотенцем. Перезвон колоколов сообщил о том, что ритуал закончен. Народ спешит в тень, креститься, на лице блуждает улыбка.