"Использование энергоресурсов для политического давления или угрозы безопасности неприемлемо. Кризис на Украине четко показывает, что энергетическая безопасность должна быть приоритетной темой на глобальной повестке дня", - говорится в декларации саммита, в котором принял участие американский президент Барак Обама.
"Обнародованная в четверг декларация G7, ссылающаяся на "неприемлемость", звучит очень знакомо, - считает Шустер. - Выдвинутые в ней предложения также не несут в себе ничего нового".
Как и пять лет назад, страны-участницы пообещали найти альтернативные источники энергии, расширить использование возобновляемых ресурсов, таких как ветровая и солнечная энергия, а также составить план экстренных действий на случай, если в следующий раз Россия перекроет вентиль. Но ни одно из этих обещаний не помешало доле России на европейском газовом рынке подняться до 30% в прошлом году, по сравнению с менее чем 25% в 2009 году, констатирует журналист.
"В ближайшее время ситуация не изменится, - считает Михаил Корчемкин, президент East European Gas Analysis, американской консалтинговой компании по вопросам энергетики. - Россия будет главным поставщиком энергетических ресурсов для Европы еще долгие годы". "Газовый вентиль по-прежнему будет оружием в арсенале России. Если ей не понравится поведение Болгарии, она остановит поставки. Это же касается и Германии", - передает издание мнение эксперта.
"США могли бы, по крайней мере в долгосрочной перспективе, помочь противостоять доминированию России на европейском энергетическом рынке, - рассуждает журналист. - Лидеры стран ЕС начали давить на Обаму, чтобы тот позволил американским компаниям экспортировать в Европу больше газа. Но президент отказался, не в последнюю очередь из-за того, что экспорт приведет к росту цен внутри страны, ведь американский рынок будет терять ресурсы. Однако, даже если бы США согласились нарастить поставки газа в Европу, это бы не смогло серьезно изменить расстановку сил".
"В декларации "большой семерки" нет никаких указаний на какие-либо прорывные решения Европы в ее борьбе с зависимостью от российского газа. Похоже, максимум, на что могут надеяться европейцы, - это возрождение политической воли к поиску альтернативных источников. Понадобятся годы, если не десятки лет, чтобы сместить баланс европейского энергопотребления в сторону независимости от России", - заключает Шустер.