Посредством Сирии Москва самоутверждается как политическая сила, заключили эксперты, побывавшие в Москве: Путин хочет сохранить Тартус и влияние "после Асада" и предотвратить "неконтролируемый хаос", какой последовал за падением Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи. Но Москва сама может оказаться втянутой в сирийский хаос, и российские контрактники почему-то не рвутся "в командировку в страну с жарким климатом, где водятся змеи", пишут СМИ.
Спутниковые снимки, опубликованные во вторник "поставщиком военно-разведывательных услуг" IHS Jane, показали, что на территории двух сирийских военных объектов на средиземноморском побережье ведется новое строительство. Это свежий знак того, что Россия готовится к вмешательству своих войск в сирийскую войну, сообщают корреспонденты The Wall Street Journal.
"Мы должны узнать больше о намерениях России", - сказал неназванный высокопоставленный чиновник администрации США. Если президент Путин хочет продемонстрировать, что российская армия защищает Асада, отношения с Москвой могут ухудшиться, как после захвата Крыма в прошлом году, но, если Россия пытается сохранить свое влияние в случае смещения Асада, Белый дом видит дипломатический шанс, ведь Москва может способствовать борьбе с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.), сказал чиновник.
Фотографии, сделанные в середине сентября, указывают на дополнительное строительство на оружейном складе и на военной базе к северу от Латакии.
"Определенно, расположенных там наземных объектов хватит на нечто большее, чем боевое охранение. Однако вопросы остаются. Что [россияне] собираются делать с этими объектами? Где они собираются это делать? И против кого они собираются это делать?" - сказал изданию источник из военного ведомства США.
Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест сообщил, что, с точки зрения Обамы, "решение России удвоить ставку на сохранение лидерства Асада - верный путь к проигрышу". Эрнест сказал, что намерения России относительно Сирии по-прежнему неясны, "однако мы все еще заинтересованы в получении от России сигнала о готовности конструктивно поддержать международную коалицию, работающую на ослабление и, в конечном итоге, разрушение" "Исламского государства".
"Путину все равно, победит ли Асад. Речь идет о российском проецировании силы" - так озаглавлена статья в Foreign Policy, которую написали заместитель директора Программы России и Евразии (Center for Strategic and International Studies, Вашингтон) Джеффри Мэнкофф и директор Программы ближневосточных исследований (Center for the National Interest, Вашингтон) Эндрю Боуэн.
Несмотря на серьезное усиление военной помощи Дамаску, в Москве в эти дни говорят, что Кремль не планирует масштабное военное наступление в Сирии, говорится в статье.
Судя по разговорам с чиновниками и экспертами в Москве, российское военное присутствие имеет несколько целей. Во-первых, Москва намеревается поддержать сирийскую армию, чтобы выиграть время для Асада и облегчить переговоры по политическому урегулированию с учетом интересов России, которой нужен стратегический опорный пункт в Средиземноморье, а также "влияние внутри Сирии и в регионе в целом, что предотвратит дальнейшее превращение государства в гнездовье терроризма", пишут Мэнкофф и Боуэн.
"Второй целью размещения российских сил является утверждение позиции Москвы как политической силы, с которой придется считаться противоборствующим группам в Сирии и в регионе, включая обширную коалицию под руководством США, сражающуюся против "Исламского государства".
"Некоторые российские чиновники признают в частном порядке, что дни Асада как главы относительно единой Сирии, скорее всего, сочтены. Однако Путин хочет избежать неконтролируемого хаоса, вроде того, который последовал за падением Саддама Хусейна в Ираке и Муаммара Каддафи в Ливии", и хочет гарантировать, что постасадовское правительство будет уважать российские интересы - в первую очередь, это Тартус.
"Политическое урегулирование, которое сохранило бы сирийское государство, - возможно, на том условии, что Асад останется на своем посту до конца его президентского срока, а потом уйдет в отставку или согласится провести новые президентские выборы, - будет приемлемым для России", - говорится в статье.
"Если ограниченная помощь Асаду не сможет предотвратить его падение или российские соединения сами окажутся под обстрелом и понесут потери, то возможность затягивания операции вполне реальна. Риск для Москвы состоит в том, что в отсутствие политического решения она может оказаться втянутой в гражданскую войну в Сирии", - подытоживают Мэнкофф и Боуэн.
Все любезности премьера Нетаньяху и президента Путина на их встрече в понедельник не могли замаскировать тот факт, что в российско-израильских отношениях возникла новая загвоздка: решение Москвы увеличить военное присутствие в Сирии - потенциальный вызов Нетаньяху, считает корреспондент The Christian Science Monitor.
"Если израильской разведке сообщат, что сирийские силы везут "Хизбалле" современные ракеты где-то неподалеку от баз российских военных, перед Нетаньяху, видимо, встанет дилемма: стоит ли Израилю наносить превентивный удар по грузу оружия, если есть риск, что пострадают россияне?" - поясняет автор. Механизм координации с российскими военными, о котором Нетаньяху объявил после встречи с Путиным, призван предотвращать "недоразумения", но потенциально сковывает действия Израиля.
Путин заверил Нетаньяху, что в Сирии Россия будет действовать ответственно.
Эксперт Моше Маоз полагает: "Фактически Россия осуществляет диктат. Она заявляет: "Там находятся наши солдаты, ракеты и авиация. Вам лучше с нами не связываться". На его взгляд, новый диалог с Россией - стратегическая ошибка Израиля.
Однако Эйаль Зиссер (Тель-Авивский университет) считает, что координация между Россией и Израилем принесет тактическую пользу. "Только русские говорят со всеми силами, - пояснил он. - Важно держать каналы открытыми и избегать эскалации".
Группа российских солдат-контрактников отказалась отправиться в "командировку": солдаты узнали чуть ли не в последнюю минуту, что их пункт назначения - Сирия, пишет журналистка The Daily Beast Анна Немцова.
Адвокат Иван Павлов сообщил изданию, что этим солдатам, его клиентам, пригрозили за непослушание обвинениями в государственной измене.
"Солдаты вправе требовать правильного оформления документов, они обязаны всегда делать это перед отъездом, иначе их семьи не получат ни рубля (компенсации. - Прим. ред.)", - сказала в интервью журналу Валентина Мельникова, председатель "Комитета солдатских матерей".
Немцова приводит детали: "В августе группу из 20 солдат из разных регионов России объединили в импровизированное подразделение и перебросили в Новороссийск". Солдаты знали только то, что их направляют в страну с жарким климатом, где водятся змеи, и что там будет запрещено покидать базу. Их историю расследовала российская Gazeta.ru.
16 сентября солдаты узнали от штабного офицера, что отправятся в сирийскую Латакию. "Большинство из 20 контрактников не пожелало ехать в Сирию. Они решили официально расторгнуть свои контракты в военной прокуратуре Новороссийска", - говорится в статье.
Со своей стороны, пресс-служба Восточного военного округа отрицает какие-либо планы переброски контрактников в Сирию.