Более пятидесяти дней идут протесты в Джамме и Кашмире — штате с самым большим мусульманским сообществом в Индии. Молодые люди Кашмира вышли на улицы, призывая к независимости, бросали камни в индийские силы безопасности. Силовики ответили слезоточивым газом и выстрелами из дробовиков. Также по всей территории Кашмирской долины был введен строгий комендантский час, включая ее самый крупный город Сринагар. Более шестидесяти гражданских лиц и двое полицейских были убиты в результате насилия.
Так почему Кашмир протестует?Этот регион был спорным с момента разделения Индии и Пакистана в 1947 году, теперь обе стороны претендуют на эту территорию, по которой уже прокатились три войны. Кашмир живет под контролем вооруженных сил Индии со специальными полномочиями, что дополнительно усиливает конфликт. В 1990 году произошел военный мятеж при скрытой поддержке армии Пакистана. Около 40.000 человек были убиты с тех пор. Даже в относительно мирное последнее десятилетие, вспыхивали беспорядки, особенно летом 2008 и 2010 годов.
Нынешние протесты начались 9 июля после того, как индийские силы безопасности убили Бурхана Вани, молодого исламистского боевика, но на самом деле негодование нарастало в течение нескольких месяцев. Кашмирцы обеспокоены тем, что с тех пор как индо-националистическая партия Наредры Моди "Бхаратия Джаната Парти" пришла к власти в 2014 году, его правительство последовательно усложняет жизнь мусульманам. На государственных выборах в том же году, местная Народно-демократическая партия сформировала коалицию с БДП, оставляя кашмирцам горькое чувство предательства. Убийство Вани мобилизовало поколение, выросшее под, как оно считает, "нелегитимной индийской оккупацией".
Недели насилия в Кашмире: есть ли надежда на мир?Результатом "мобилизации" стал цикл из семи недель обоюдного насилия со стороны полиции, местного населения и военизированных сил. Якобы "несмертельные" пули силовиков ослепили десятки людей, а сотни — получили ранения. Магазины и предприятия оставались закрытыми, так как протесты начались одновременно с призывами к забастовкам от лидеров региона. Многие кашмирцы не покидали свои дома в течение нескольких недель. Мало кто ожидает улучшения ситуации в ближайшее время, несмотря на успокаивающие слова на этой неделе от г-на Наредры Моди и визита в регион министра внутренних дел Индии.
Препятствием для любого прочного урегулирования конфликта является видение Индией Кашмира как "площадки" для соперничества с Пакистаном. Первая немедленная реакция Индии на летние беспорядки — обвинение в их организации Пакистана. На самом деле, Бурхан Вани был доморощенным повстанцем; молодые люди на улицах являются местными жителями. Безработица широко распространена, а экономических возможностей мало.
Государство также обещало особый статус, гарантирующий автономию Джаммы и Кашмира, закрепленный в Конституции Индии.
И многие кашмирцы теперь хотят большего: исследование, проведенное в 2010 году Chatham House, нашло широкую поддержку идеи независимости. Пока правительство не признает их требования, гнев вряд ли стихнет.