Джеймс Коми впервые официально заявил: ФБР расследует связи избирательного штаба Трампа с Москвой. СМИ призывают создать независимую комиссию, как по расследованию 11 сентября. "Путин из Кремля может наблюдать за дракой в салуне "Америка" с удовлетворением, - считает La Stampa: - Коми и Роджерс подтвердили, что операция бывшего агента КГБ стала самым эффективным маневром под прикрытием, посеяв хаос и раздор в США".
"Крайне неудачный день для Дональда Трампа" - так комментирует выступление Коми канадская Globe and Mail.
По мнению издания, новость, что ФБР "расследует возможный сговор российского правительства с предвыборной командой Трампа", может стать "началом конца" для президентства Трампа. "Как минимум она означает, что Трамп нескоро ускользнет от целой тучи подозрений, нависших над ним и его электоральной командой", - говорится в редакционной статье.
Вдобавок Коми и директор АНБ Майкл Роджерс "прибавили к обиде оскорбление", пишет издание: они отринули утверждения Трампа о прослушке "Башни Трампа" по приказу Обамы.
"То, какой ущерб нанесен Трампу, чувствуется по его вялому ответу. Его помощники немедленно разместили в президентском Twitter запись: "АНБ и ФБР заявили Конгреcсу, что Россия не повлияла на электоральный процесс". Это насквозь ложное утверждение позднее было прямо опровергнуто Коми и Роджерсом в их выступлениях, длившихся несколько часов", - говорится в статье.
Газета заключает: "Трамп оказался в центре скандала, который ставит чуть ли не самые тревожные за несколько десятилетий вопросы к действующему президенту США. Никакие "твиты" не помогут Трампу вывернуться из этого скандала".
"Коми сообщил о Трампе и России новости, от которых невозможно отмахнуться" - таков заголовок редакционного комментария The New York Times.
"Теперь первостепенная задача - гарантировать, что расследование ФБР, которое может повлечь за собой уголовное преследование, будет ограждено от вмешательства администрации Трампа, уже показавшей свою склонность с поразительной дерзостью лгать, темнить и вводить аудиторию в заблуждение", - пишет газета.
Между тем перед слушаниями в Конгрессе Трамп в Twitter назвал версию о сговоре его штаба с Россией "фейковыми новостями" и призвал Конгресс и ФБР забыть об этой теме и сфокусироваться на поисках тех, кто сливал прессе информацию о расследованиях.
"Эти наглые предупредительные залпы со стороны президента наносят колоссальный урон доверию общества к расследованию ФБР", - комментирует NYT.
По мнению издания, необходимо назначить независимого прокурора, неподотчетного администрации США. "Если утверждение Трампа об отсутствии сговора между сотрудниками его штаба и российским правительством правдиво, Трамп, наверно, хотел бы, чтобы этот вопрос был досконально расследован как можно скорее и с максимальной транспарентностью", - говорится в статье.
Газета также считает, что вопрос, какие именно действия предприняла Россия ради влияния на выборы в США, "требует более широкого расследования, которое проводила бы двухпартийная команда государственных деятелей на условиях сотрудничества". Такое расследование необходимо, чтобы оградить американские партии и политические институции от попыток нарушить электоральный процесс. "Если мы не усвоим и не учтем уроки прошлогодней кампании, это будет отказ от нашей общей обязанности защитить американскую демократию", - заключает газета.
"Нет, господа республиканцы, "подлинная проблема" состоит не в информационных утечках", - заявляет в заголовке The Washington Post.
По мнению издания, заявления Коми и Роджерса на слушаниях в понедельник должны были обеспокоить конгрессменов-республиканцев: "Официальное лицо заявило, что президент, лидер их партии, выступил с ложными высказываниями, обвинив своего предшественника в преступных деяниях. Более того, штаб президента проверяют на предмет возможного сотрудничества с истовым и опасным противником США в целях подрыва американской демократии".
Однако республиканцы из Комитета по делам разведки заявили, что самая животрепещущая проблема - "слив" в The Washington Post донесений о контактах российского посла с советником Трампа по национальной безопасности Майком Флинном. Газета комментирует: судя по заявлениям республиканцев, их приоритетная задача состоит "не в том, чтобы в полной мере вскрыть действия России, а в том, чтобы найти и наказать тех, кто дал обществу возможность узнать об этих действиях".
Между тем Трамп написал в Twitter: "Подлинная проблема, которой следовало бы заняться Конгрессу, ФБР и всем остальным, - это утечка секретной информации". По мнению газеты, тем самым Трамп пытается отвлечь внимание от "путинской поддержки его избрания".
Газета советует конгрессменам-республиканцам заботиться о более широких национальных интересах. "Российское вмешательство в выборы не было случайным и бессистемным: это был элемент слаженной кампании в целях разрушения западной демократии. Путин даже теперь пытается вмешаться в текущие избирательные кампании в Франции и Германии", - говорится в статье. По мнению газеты, очень важно, чтобы Конгресс "выяснил правду о действиях России, принял меры к защите от сходных вмешательств в будущем и посодействовал самообороне союзников".
"Первым полезным шагом стало бы полноценное информирование общества. Но республиканец Девин Нуньес и его последователи, похоже, твердо намерены заткнуть рот всем, кто готов информировать", - сетует издание.
"Связи Трампа с Россией: масса объектов для нападок" - так называется редакционная статья в британской The Guardian.
Изложив заявления Коми и Роджерса, газета делает вывод: "Электоральная машина" Трампа замарала Белый дом сточными водами".
"Но Трамп с безмятежностью какого-нибудь короля из династии Бурбонов, похоже, вообще не обращает внимания на факты", - говорится в статье.
Издание поясняет: Трампу известно, что многие ведущие республиканцы опровергли связи штаба Трампа с Россией еще до того, как приступили к расследованию. "Оттенок узкопартийной предвзятости будет характерен для всех заключений комитетов Конгресса, будь то обвинения или оправдания. Вот почему для рассмотрения связей Трампа с Москвой необходим независимый орган по типу комиссии, расследовавшей теракты 11 сентября", - говорится в статье.
"В случае Трампа мы не знаем, что происходило между Москвой и его штабом, - пишут авторы статьи. - Мы не знаем, какие доказательства могут всплыть. Зато мы знаем, что ФБР проверяет "электоральную машину" действующего президента на предмет возможного сговора с враждебной иностранной державой с целью победить на президентских выборах. Если американским законодателям предъявят доказательства правонарушений в столь серьезной сфере, Уотергейт на этом фоне покажется безобидным политическим розыгрышем".
"Слушания в Конгрессе только начались, но, думаю, можно предсказать, что рано или поздно Конгресс и администрация Трампа договорятся о тщательно отобранной независимой комиссии, сформированной по образцу комиссии по 11 сентября, которая расследовала бы проблему российского вмешательства в выборы 2016 года", - пишет Питер Фивер в Foreign Policy.
"Проблема слишком важна, чтобы ее игнорировать, но слишком зависит от противоборствующих партийных течений, чтобы ее адекватно расследовал орган, подверженный влиянию партийных сил", - поясняет автор.
"Центральный элемент основного обвинения - факт вмешательства России в выборы - уже признан всеми сторонами, - говорится в статье. - Ключевые лидеры обеих сторон допускают, что Россия предприняла экстраординарные меры, чтобы вмешаться в выборы 2016 года, и мы как страна все еще не нашли адекватных ответов, как и почему это было сделано, а также как предотвратить повторение этого".
"Коротко говоря, расследование роли России в выборах 2016 года жизненно важно и оно продолжится независимо от того, будет ли в конечном итоге доказано или опровергнуто связанное с ним, но аналитически отличное от него, обвинение, что штаб Трампа, как "Бенгази на стероидах", сговорился с русскими", - пишет автор.
Директор ФБР Джеймс Коми в понедельник подтвердил: идет активное расследование российского вмешательства в выборы, которое включает в себя "проверку характера каких-либо связей между лицами, имеющими отношение к кампании Трампа, и российским правительством и того, имела ли место координация между предвыборным штабом и российскими действиями", передает обозреватель The Washington Post Юджин Робинсон.
"И без того довольно скверно, что приходится гадать, не стала ли победа Трампа с незначительным перевесом результатом поддержки, оказанной российским президентом Владимиром Путиным. Но еще хуже думать, что кто-то, имеющий отношение к предвыборному штабу Трампа, мог знать о вмешательстве со стороны враждебного иностранного государства и не забил тревогу - или, возможно, даже участвовал в этой темной операции", - рассуждает Робинсон.
Автор напоминает о контактах таких влиятельных сторонников Трампа, как Майкл Флинн и Джефф Сешнс, с российским послом Сергеем Кисляком, которые они поначалу отрицали.
"Между тем заявления Трампа о Путине и России были и остаются аномально мягкими", - полагает Робинсон. Президент не особо раздумывал, подвергая критике союзников, например Германию, и соседей, например Мексику, но он постоянно заявлял о своем восхищении лидерскими качествами Путина и о стремлении улучшить американо-российские отношения.
"Расследование ФБР, как мне кажется, должно обязательно затронуть деловые отношения президента с россиянами, связанными с путинским режимом", - продолжает Робинсон. Он напоминает, как сын Трампа заявлял, что "довольно-таки непропорциональную долю наших активов составляют русские" и что "из России к нам стекается много денег". "Сейчас президент отрицает значительные деловые связи с россиянами. Что из этого правда?" - задается вопросом журналист.
"Этот след может привести куда-то или никуда не привести. Но по нему пройдут до конца", - заключает автор.
"Как во время потасовки в салуне из старых вестернов, никто не вышел сухим из воды после слушаний Комитета по разведке Палаты представителей США с участием директора ФБР Джеймса Коми и адмирала Майкла Роджерса, директора АНБ", - пишет Джанни Риотта в La Stampa.
"Президенту Дональду Трампу были нанесены два мощнейших апперкота - сначала Коми подтвердил, что ФБР расследует связи между предвыборной кампанией республиканцев и российскими источниками, а затем без колебаний опроверг истинность обвинений в адрес Обамы касательно незаконной прослушки". Однако, как отмечает Риотта, "демократы не отправили Трампа в нокаут, так как республиканцы сплотились как верные телохранители Белого дома, показав хороший командный дух".
Что касается Трампа, то он "задавал тон с утра пораньше в Twitter, сосредоточившись на "утечках информации", "сливах" журналистам, а не на сомнительном маневре Кремля, который вмешался в поединок с Хиллари Клинтон".
"Из Кремля Владимир Путин может наблюдать за дракой в салуне "Америка" с удовлетворением", - считает автор. Как Коми, так и Роджерс подтвердили, что операция бывшего агента КГБ, проведенная с помощью WikiLeaks, стала "самым эффективным маневром под прикрытием", посеяв хаос и раздор в США, отмечает Риотта.
"Только наивные или недобросовестные наблюдатели могли поверить в то, что Трамп, попав в Белый дом, заключит сделку с российским президентом, - возможно, опасаясь знаменитых видео, где он фигурирует с красивыми русскими девушками, "лучшими проститутками в мире", по словам Путина, - говорится в статье. - План был не в этом. Москва хотела посеять раздор, и у нее это получилось: теперь настал черед Парижа, Берлина - посмотрим, когда и как - Рима".
"Победа Путина, - подытоживает автор, - это недоверие, которое парализует Америку, где растут избиратели, которые считают Трампа "незаконным президентом" - среди молодых до 30 лет таких 57%".